Понятие откровения
Греческое слово «апокалипсис» означает «откровение». Под откровением у церковных писателей обыкновенно разумеется сверхъестественное сообщение Богом человеку истин Веры, открытие Божественных тайн:
Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей (Кол 1:26-27).
Открывается правда Божия от веры в веру, как написано: «праведный верою жив будет». Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им (Рим 1:17-19).
Поэтому Иоанн и начинает Апокалипсис следующим образом:
Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел (Откр 1:1-2).
Я, Иоанн, … был в духе... (Откр 1: 9-10).
В передаче Откровения Иоанну были задействованы все три лица Пресвятой Троицы: Бог Сын - ибо сказано «Откровение Иисуса Христа», Бог Отец - ибо сказано «которое дал Ему Бог», Святой Дух - ибо сказано, что Иоанн видел пророческие образы в духе.
Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1 Ин 5:7).
Сообщаемое через Иоанна откровение содержит наиболее сокровенные тайны о промысле Божием относительно человечества. Тайны эти изложены в череде символических видений, большинство из которых в самой книге не истолковываются. Тем не менее, смысл Откровения в общих чертах был понятен отцам Церкви. Многие из них оставили свои толкования на эту книгу или ее части.
Пророчество на все времена
Апокалипсис - величайшая пророческая книга, приоткрывающая Божественный замысел о судьбе человечества и охватывающая огромный промежуток времени - от Откровения до Конца света. Таким образом, пророчество Апокалипсиса распространяется на всю новозаветную эпоху, постепенно раскрываясь во всей своей полноте. Окончательное исполнение Откровения состоится в конце времен, после Великого суда.
Поэтому сказано:
Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко (Откр 1:3).
Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей (Откр 22:7).
Близость исполнения пророчества тут разумеется троякого рода:
Для Бога это означает подтверждение Его вневременной сущности, ибо для него нет времени:
Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Пет 3:8).
Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи (Пс 89:5).
Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Откр 22:12).
Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь (Откр 22:20).
Для человечества близость исполнения пророчества означает перманентность Апокалипсиса, то есть его постоянное исполнение, ибо отдельные его видения соответствуют определенным историческим эпохам:
И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко (Откр 22:10).
Для отдельного человека близость исполнения пророчества означает быстротечность жизни во вселенском масштабе и возможность внезапной смерти, из чего вытекает необходимость постоянного духовного бодрствования ради спасения души:
Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим (Откр 3:2).
Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься (Откр 2:5).
Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих (Откр 2:16).
Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего (Откр 3:11).
Из этого следует чрезвычайная важность пророчества Апокалипсиса и необходимость особой тщательности и осторожности при его толковании.
Читать дальше >>>
Форум Архимеда:
Оставить комментарий
|