Паломничество на Патмос
На остров Патмос можно попасть только морским путем. Удобнее всего добираться с острова Кос, поскольку он является одним из ближайших к Патмосу мест, где есть авиасообщение с внешним миром и регулярное морское сообщение с Патмосом. На родину Апокалипсиса можно также доплыть из континентального порта Пирей или с одного из близлежащих островов.
Мой путь на Патмос лежал через Родос. Это самый крупный остров архипелага Додеканес, куда входит и Патмос. Родос с востока омывается спокойным Средиземным морем, а с запада - бурным Эгейским. В северной части острова располагаются морские причалы. Самым известным из них является гавань Мандраки, где стояла знаменитая статуя Колосса Родосского, включавшаяся в список античных семи чудес света. Ее история напомнила мне пророчество Даниила об исполинском истукане...
В 305 году до н.э. царь Сирии Антигон послал своего сына, прославленного полководца Деметрия Полиоркета, захватить Родос, но тот, после годовой осады не достигнув успеха, бросил под крепостными стенами осадные машины и удалился восвояси. Родосцы продали эти машины, а на вырученные деньги заказали скульптору Харету из Линда триумфальную статую Гелиоса. На ее возведение понадобилось 12 лет, высота статуи достигала 70 локтей (более 30 метров). Однако величественный Колосс простоял немногим дольше полувека. Во время сильного землетрясения 226 года до н.э. ноги статуи подломились, и она разбилась. Колосс оставался лежать в развалинах в течение многих веков. Его остатки были окончательно разграблены в 653 году.
Морской паром, на котором я добирался на Патмос, отплывал от Родоса в 17-00. Паром неспешно отчалил от пристани, оставляя за собой дорожку из вспененной гребными винтами воды, мягко колыхающуюся среди пронзительно лазурных волн. При смене курса парома пенная дорожка выписала небольшой крюк, затем вытянулась в почти ровную полосу, как бы кипящую изнутри. С левого борта можно было видеть удаляющийся Родос с величаво возвышающимися крепостными стенами Старого города, а с правого борта - скалы Малой Азии. Вскоре они оказались позади, и все вокруг заполонил один бескрайний морской пейзаж с небольшими островками, голыми и большей частью необитаемыми, лишь на немногих из них присутствие человека выдавали одинокие скиты монахов-отшельников. Порой по пути встречались прогулочные катера, баржи, парусные яхты.
Приблизительно в 19-30 на горизонте показался более крупный и населенный остров. По громкоговорителю объявили: остров Кос. Паром замедлил ход и, развернувшись кормой к берегу, стал причаливать. Затем началась погрузка-разгрузка автотрейлеров, выходили и заходили пассажиры. Это заняло примерно час по времени, так что можно было не спеша рассмотреть красоты всей видимой части Коса. Начинало вечереть.
Ближе к 22 часам паром подошел к острову Лерос. Стало почти темно. Многочисленные огни фонарей, свет из окон местных домиков и отелей придавали ночному Леросу сказочный вид. Стоянка опять была продолжительной, и можно было вдоволь налюбоваться завораживающей иллюминацией Лероса.
Забегая вперед, отмечу, обратно я добирался на пассажирском катамаране, стоянки были гораздо короче, и дорога заняла существенно меньше времени.
Как бы то ни было, около полуночи я с волнением сошел на святой берег Патмоса. Среди глубокой темноты ярким освещением выделялся патмосский портовый город Скала, а где-то в стороне на невысокой горе прожекторами подсвечивались стены Монастыря Святого Иоанна Богослова. Выходящих пассажиров прямо у ворот порта встречали отельные агенты. Один из них подвез меня прямо к отелю, находившемуся не слишком далеко от порта. После протяженного морского путешествия наконец-то можно было принять душ и выспаться.
Утром следующего дня я покинул уютный номер отеля и первым делом осмотрел окрестности. Патмос - это небольшой скалистый остров, по форме напоминающий голову морского конька. Самая высокая гора острова, Пророк Илья, достигает 269 метров над уровнем моря. Между горных вершин Патмоса живописно раскинулись утопающие в зелени долины. Цитрусовые сады, виноградники, сосны, кипарисы, земляничные деревья, эвкалипты, гранаты, оливковые деревья и другие зеленые насаждения смягчают суровый скалистый пейзаж. Наиболее крупными селениями Патмоса являются Хора, Скала и Камбос. Жилища местного населения представляют собой в основном одно- и двухэтажные домики белого цвета. Главной архитектурной достопримечательностью острова является средневековый Монастырь Святого Иоанна Богослова, расположенный на вершине селения Хора.
Расстояние от порта Скалы до Монастыря Пещеры Апокалипсиса составляет 2,2 километра по автодороге, ведущей в Хору. Между этими пунктами есть также пешеходная дорога, вымощенная камнями, она немного короче, но имеет более крутой подъем и проходит несколько в стороне от Пещеры.
Вход на территорию Монастыря Пещеры Апокалипсиса начинается от ворот с металлическими створками. По бокам ворот на невысоких стенах каменной кладки вмонтированы таблички, слева на греческом языке, справа на английском. Текст состоит из двух фраз. Сверху: «Святая Пещера Апокалипсиса». Ниже приведена цитата из Откровения: «Я был на острове Патмос (Апок. гл. А.9)».
Далее небольшая аллея ведет к самому монастырю. Он представляет собой выбеленное каменное здание, стоящее прямо на скале, как бы накрывая собой Пещеру. Над входом в монастырь помещена мозаичная икона, изображающая апостола Иоанна Богослова, который диктует своему ученику Прохору текст Апокалипсиса. Прохор был одним из семи дьяконов, назначенных апостолами и, также как Иоанн Богослов, находился в ссылке на Патмосе. Позже Прохор стал епископом Никомидии.
Я вошел внутрь. Впереди с правой стороны находилась церковная лавка. Напротив нее, слева - выход на лестницу, ведущую вниз. Преодолев несколько лестничных пролетов, я оказался перед входом в Святую Пещеру.
Внутреннее пространство Пещеры как бы разделено на две части. Слева располагается Храм Святой Анны, матери Богородицы, построенный в XI веке Блаженным Христодулом. Справа, отделенный лишь свисающими сверху каменистыми выступами, находится Храм Святой Пещеры. Здесь, в этой Пещере, апостолу Иоанну Богослову был ниспослан Апокалипсис.
<...> На этом я прерываю рассказ о паломничестве, ибо даже самое точное словесное описание не может заменить чувств, которые испытывает православный христианин от приобщения к великой святыне. Это нужно испытать самому.
Читать дальше >>>
Форум Архимеда:
Оставить комментарий
|