Эта статья представляет собой избранные отрывки из книги Zecharia Sitchin "When time began". Перевод с английского – Ю.Гольдберга. Данный материал интересен прежде всего при его сопостовлении с известной "новохронологической" гипотезой о том, что все археологические памятники были созданы якобы в средневековье (см. например Носовский Г.В., Фоменко А.Т. "Новая хронология Египта", 2003).
Захария Ситчин родился в России, вырос в Палестине, окончил Лондонский университет, специализируется в изучении древних языков, Ветхого Завета, истории и археологии Ближнего Востока. Много лет проработал журналистом и редактором и в итоге написал главный труд своей жизни – "Хроники человечества" – цикл произведений, посвященных истории зарождения нашей цивилизации, которые переведены на многие языки мира.
***
I. Ориентация древних храмов-обсерваторий
[...] Отцом новой науки, археоастрономии – хотя он предпочитал называть ее астроархеологией, что, по его мнению, лучше передавало суть – был, вне всякого сомнения, сэр Норман Локьер. Показателем того, как долго официальная наука признает любые инновации, может служить целое столетие, прошедшее после публикования в 1894 году основополагающей работы Локьера "The Dawn of Astronomy". Посетив в 1890 году Левант, он заметил, что в отличие от древних цивилизаций Индии и Китая, где сохранилось мало памятников, но множество письменных свидетельств, в Египте и Вавилоне все обстояло с точностью до наоборот: это две необычайно древние цивилизации, где имеется огромное количество памятников неопределенного (так считалось во времена Локьера) возраста.
Он писал, что неизгладимое впечатление на него произвело то обстоятельство, что в Вавилоне с глубокой древности символом бога была звезда и что в иероглифическом письме египтян три звезды обозначали множественное понятие "боги". Вавилонские глиняные таблицы с надписями и кирпичи из обожженной глины, отмечал он, похоже, с большой точностью фиксируют циклы положения луны и планет. Планеты, звезды и зодиакальные созвездия присутствуют на стенах египетских гробниц и в папирусах. В индуистском пантеоне есть боги Солнца и Зари: имя бога Индры в буквальном переводе означает "день, принесенный солнцем", а имя богини Ушас означает "заря".
Может ли астрономия быть помошницей египтологии, задавался вопросом Локьер. Способна ли она помочь в определении возраста египетской и вавилонской цивилизаций?
[...] Изучая ориентацию древних египетских храмов, Локьер пришел к выводу, что самые старые ориентировались по точкам равноденствия, а более новые – по точкам солнцестояния. Он с удивлением обнаружил, что первые оказались более совершенными с точки зрения астрономии, поскольку были предназначены для наблюдения и почитания не только восходящего или заходящего солнца, но и звезд. Более того, самые древние святыни предполагали поклонение и Луне, и Солнцу, но предпочтение все же отдавалось Солнцу. Такой ориентированной на равноденствие святыней был храм в городе Гелиополисе (в переводе с греческого "Город Солнца"), который египтяне называли Анну и который упоминается в Библии. Локьер вычислил, что сочетание наблюдений за положением Солнца и яркой звезды Сириус, а также ежегодного подъема Нила – эта триада была основой египетского календаря – дает точку отсчета примерно в 3200 году до нашей эры.
Следующий грандиозный храм, явно имитирующий структуру "пирамиды на платформе" (рис. 1) "Храма Солнца" Неусера, был, однако, с самого начала ориентирован на точки солнцестояния, то есть вдоль оси северо-запад – юго-восток. Он был построен на западном берегу Нила (неподалеку от современной деревни Дейр-эль-Бахри) в Верхнем Египте как часть Великих Фив фараоном Ментухотепом I примерно в 2100 году до нашей эры. Шесть столетий спустя Тутмос III и царица Хатшепсут из XVIII династии поставили рядом свои храмы. Их ориентация была сходной, но не точно такой же (рис. 2). Именно в Фивах (Карнаке) Локьер сделал свое самое главное открытие, которое привело к возникновению археоастрономии.
|
|
Рис. 1
|
Рис. 2
|
[...] В распоряжении Локьера были рисунки и планы различных египетских храмов, ориентация которых с течением времени менялась. Он был поражен явным сходством между разницей в ориентации двух греческих храмов и разницей в ориентации двух стоящих вплотную египетских храмов неподалеку от Фив, в местечке под названием Мединет-Хабу (рис. 3). Если опираться только на архитектурные принципы, все эти строения должны были быть параллельными и иметь одинаковую ориентацию осей.
Рис. 3
Локьер задумался, не обусловлена ли эта небольшая разница в ориентации изменением положения Солнца на небосклоне, причиной которого является наклонение орбиты Земли, и пришел к выводу, что ответ на этот вопрос должен быть утвердительным.
[...] Изменение наклона земной оси приводит к перемещению точек солнцестояния (рис. 4а). Это означает, что храм, ось которого ориентирована на точки солнцестояния [собственно, на азимуты восхода и захода Солнца в дни солнцестояния], через несколько сотен или тысяч лет теряет правильную ориентацию.
Рис. 4 |
Открытие Локьера заключалось в следующем: определив ориентацию храма и его географическую долготу, можно вычислить наклон земной оси в момент постройки этого сооружения. А зная скорость изменения угла наклона, можно достаточно точно определить время, когда был построен тот или иной храм.
Таблица наклонения, точность которой за прошедшие столетия значительно повысилась, показывает, как изменялся наклон земной оси [к плоскости небесного экватора] за последние тысячелетия:
500 год до н.э. >>> 23,75°;
1000 год до н.э. >>> 23,81°;
1500 год до н.э. >>> 23,87°;
2000 год до н.э. >>> 23,92°;
2500 год до н.э. >>> 23,97°;
3000 год до н.э. >>> 24,02°;
3500 год до н.э. >>> 24,07°;
4000 год до н.э. >>> 24,11°.
|
Локьер применил свое открытие при тщательном обмере большого храма Амона-Ра в Карнаке. Этот храм, расширявшийся и достраившийся различными фараонами, состоял из двух основных прямоугольных сооружений, построенных вплотную друг другу и расположенных на оси юго-восток – северо-запад, что указывало на ориентацию по точкам солнцестояния. Локьер пришел к заключению, что смысл ориентации и планировки храма заключался в том, чтобы луч света в день солнцестояния проходил вдоль длинного коридора, попадал между двух обелисков и озарял "святая святых", расположенную в самом центре храма, божественным светом. Локьер заметил, что оси стоявших вплотную двух храмов не совсем совпадают: новая ось ориентировалась на точку солнцестояния, соответствовавшую меньшему наклону земной оси (рис. 4b). Два наклонения, вычисленные Локьером, показывают, что старый храм был построен примерно в 2100 году до нашей эры, а новый – в 1200 году до нашей эры.
Несмотря на то что новейшие исследования, и особенно выполненные Джеральдом Хокинсом, дают основание предположить, что солнечный луч в момент зимнего солнцестояния должен был наблюдаться в той части храма, которую Хокинс назвал "высокой комнатой Солнца", а не проходить вдоль оси, это ни в коей мере не затрагивает основной вывод Локьера относительно ориентации на точки солнцестояния. И действительно, последующие археологические открытия в Карнаке подтверждают главную гипотезу Локьера – ориентация храмов с течением времени изменялась в соответствии с изменением наклона земной оси. Таким образом, ориентация храма может служить ключом к вычислению времени его постройки. Новейшие достижения археологии подтвердили, что время сооружения самой старой части храма приходится на начало Среднего Царства в период правления XI династии, то есть примерно на 2100 год до нашей эры. Фараоны следующих династий на протяжении многих веков занимались его переделкой и перестройкой. Так, например, два обелиска были поставлены во времена XVIII династии. Последняя фаза строительства имела место при фараоне Сети II из XIX династии, который правил с 1216 по 1200 год до нашей эры, что в точности совпадает с оценкой Локьера.
Археоастрономия – или астроархеология, как предпочитал ее называть сэр Норман – доказала свою полезность и надежность.
В начале двадцатого века Локьер переключил свое внимание на Стоунхендж (рис. 5), проникшись убеждением, что открытая им закономерность применима и к другим храмам, расположенным в других уголках мира... Поскольку ось Стоунхенджа, если смотреть на нее из центра сарсенового кольца, явно указывает на точку летнего солнцестояния, Локьер произвел соответствующие измерения и вычисления. Пяточный камень, заключил он, указывал на точку горизонта, в которой ожидался восход солнца, а явное перемещение этого камня (вместе с расширением и переделкой аллеи) заставляло предположить, что по прошествии столетий точка восхода поменяла свое положение соответственно изменению наклона земной оси. И хотя изменение это было незначительным, хозяин Стоунхенджа посчитал необходимым скорректировать линию наблюдения.
Рис. 5 |
Локьер представил свои выводы в работе "Stonehenge and the Other British Stone Monuments" (1906), и суть их может быть выражена одним рисунком (рис. 6). Предполагается, что ось начинается у алтаря, проходит между сарсеновыми блоками под номерами 1 и 30, а затем вдоль аллеи к пяточному камню. Угол наклонения, соответствующий этой оси, указывает, что Стоунхендж был построен примерно в 1680 году до нашей эры. Нет нужды говорить, что сто лет назад такая дата выглядела сенсационной – ученые все еще относили Стоунхендж к эпохе короля Артура.
Рис. 6 |
[...] Планировка [храма Кориканча в Куско] была похожа на планировку великого храма Амона в египетском Карнаке. Кроме того, святая святых храма инков имела редкую полукруглую форму, напоминавшую Торреон в Мачу-Пикчу. Самая старая часть храма, включая святая святых, была построена из такого же идеального тесаного камня, как Торреон и ограда в Интихуатане – печать Древней Империи. Поэтому совсем неудивительно, что скурпулезные вычисления и измерения [Рольфа] Мюллера показали, что ориентация храма, позволявшая солнечному лучу пройти через узкий коридор и отразиться от золотого диска, была выполнена в те времена, когда угол наклона земной оси составлял 24 градуса (рис. 7), то есть четыре тысячи лет назад. Эти выводы согласуются с оценкой Монтесиноса, согласно которой Древняя Империя была основана примерно в 2500-2400 году до нашей эры, а также предположением, что храм в Куско построили вскоре после этого.
Рис. 7 |
II. Зодиакальные эпохи
[...] Э.Дж.Скуайер в своем докладе о Куско и о названии этого места ("Пуп Земли") отмечал, что город был поделен на двенадцать районов, группировавшихся вокруг "центров", которые располагались в виде эллипса (рис. 8). Сэр Клеменс Макхем ("Cuszco and Lima: the Incas of Peru") приводил данные историка Гарсиласо де ла Вега о том, что двенадцать районов соответствовали двенадцати зодиакальным созвездиям. Стэнсбери Хагар ("Cuzco, the Celestial City") отмечает, что согласно мифологии инков Куско был построен в соответствии с божественным планом, чтобы имитировать строение небес, и приходит к выводу, что первый район, носивший название "Террасы преклонения", соответствовал созвездию Овна. Он показал, что инки – как и жители Месопотамии – связывали каждый из двенадцати "домов зодиака" с определенным месяцем года. Эти зодиакальные месяцы имеют названия, удивительным образом напоминающие названия месяцев на Ближнем Востоке, которые ведут свою родословную из Шумера. Так, например, месяц осеннего равноденствия, который соответствует месяцу весеннего равноденствия и созвездию Тельца во времена появления календаря в Шумере, назывался Тупа Тарука, или "Пасущийся Олень". Еще один пример – это созвездие Девы, которое инки называли Сара Мама, "Мать Маиса". Чтобы до конца понять сходство, нужно принять во внимание, что в Месопотамии символом этого созвездия была девушка, держащая колос – пшеницу или ячмень Междуречья в Андах заменил маис (кукуруза). Вывод Хагара о том, что в зодиакальной планировке Куско первый район ассоциировался с созвездием Овна, указывал на то, что план города был разработан после окончания (вследствие прецессии) Эры Тельца, то есть после 2150 года до нашей эры. По мнению Монтесиноса, строительство Кориканчи завершил пятый правитель Древней империи, и он же примерно в 1900 году до нашей эры ввел новый календарь. Этому Капаку (правителю) был присвоен титул Пачакути (Реформатор), и есть все основания полагать, что необходимость реформы календаря в этот период была обусловлена сдвигом Зодиака от Тельца к Овну.
Рис. 8 |
[...] Концепция Зодиака зародилась именно в Шумере. Как было неопровержимо доказано в одной из моих предыдущих книг, шумеры знали о домах Зодиака и, кроме того, изображали и называли их точно также, как и мы, шесть тысячелетий спустя (рис. 9а):
ГУ.АННА ("Небесный бык") – Телец;
МАШ.ТАБ.БА ("Близнецы") – Близнецы;
ДУБ ("Клещи, щипцы") – Рак;
УР.ГУЛА ("Лев") – Лев;
АБ.СИН ("Ее отцом был Син") – Девушка (Дева);
ЗИ.БА.АН.НА ("Небесная судьба") – Весы;
ГИР.ТАБ ("Имеющий когти, Когтистый") – Скорпион;
ПА.БИЛ ("Защитник") – Лучник (Стрелец);
СУХУР.МАШ ("Козел-рыба, Барабулька") – Козерог;
ГУ ("Господин Воды") – Водонос (Водолей);
СИМ.МАН ("Рыбы") – Рыбы;
КУ.МАЛ ("Обитающий в полях") – Баран (Овен).
|
Существуют убедительные свидетельства того, что шумеры знали о зодиакальных эпохах, причем не только о названиях и символах, но и о самом прецессионном цикле. Летоисчисление началось в Ниппуре примерно в 3800 году до нашей эры – в Эру Тельца. Вили Хартнер в своей работе "The Earliest History of the Constellations in the Near East" (журнал "Journal of Near Eastern Studies") проанализировал шумерские пиктограммы и пришел к выводу, что многочисленные изображения быка, который бодает льва (рис. 9b, четвертое тысячелетие до нашей эры), или льва, который толкает быка (рис. 9с, примерно 3000 год до нашей эры), отражают зодиакальное время. В момент весеннего равноденствия, когда начинался новый календарный год, Солнце находилось в созвездии Тельца, а во время летнего солнцестояния – в созвездии Льва.
Рис. 9 |
Альфред Жеремиас ("The Old Testament in the Light of the Ancient Near East") обнаружил текстуальные доказательства того, что шумерская зодиакально-хронологическая "точка нуля" находилась строго посередине между Тельцом и Близнецами; исходя из этих данных, он пришел к выводу, что Зодиак был изобретен в Эру Близнецов.
[...] Гипотеза о том, что соединение Солнца с Юпитером могло служить предвестником наступления эпохи Овна, была высказана на основе анализа вавилонских астрономических таблиц в серии работ Роберта Брауна под общим названием "Euphratean Stellar Researches", опубликованных в "Proceedings of the Society of Biblical Arheology" в 1893 году. Сосредоточив свое внимание в основном на двух астрономических таблицах (Британский музей, каталожные номера К.2310 и К.2894), Браун пришел к выводу, что на них указано положение звезд, созвездий и планет в небе над Вавилоном в ночь, соответствующую 10 июля 2000 года до нашей эры. Вероятно, в тексте цитировались слова Набу о появлении Юпитера в знаке Овна. На основе этого описания Браун составил "звездную карту", которая показывала сближение Юпитера с самой яркой звездой созвездия Овна (Лулим, известная под своим арабским названием Хамаль) рядом с точкой весеннего равноденствия, где пересекаются зодиакальные и планетарные траектории (небесный экватор и эклиптика) (рис. 10).
Рис. 10 |
Касаясь перехода от одной эры к другой, как описывалось в месопотамских таблицах, различные ассирологи (в свое время их называли именно так) – например, Франц Ксавье Куглер ("Im Bannkreis Babels") – указывали, что переход от Близнецов к Тельцу можно было определить достаточно точно, тогда как переход от Тельца к Овну вычислялся значительно труднее. Куглер был убежден, что весеннее равноденствие, сигнализирующее о наступлении нового года, в 2300 году до нашей эры все еще приходилось на созвездие Тельца, и предполагал, что вавилоняне связывали наступление Нового Века с 2151 годом до нашей эры.
Возможно, совсем не случайно именно эта дата совпадает с важным новшеством в изображении небес на египетских рисунках. В одной из лучших работ по египетской астрономии, "Egyptian Astronomical Texts" О.Нейгебауэра и Ричарда А. Паркера, отмечается, что рисунки с тридцатью шестью деканами появились на крышках египетских саркофагов примерно в 2150 году до нашей эры, во время хаоса Первого Междуцарствия, когда началось наступление Фив на север в стремлении подчинить себе Мемфис и Гелиополис и когда Мардук/Ра увидел благоприятные для себя знамения.
По прошествии некоторого времени, когда наступление Эры Овна уже не оспаривалось, изображения на крышках саркофагов – иллюстрацией может служить рисунок из гробницы в окрестностях Фив (рис. 11) – уже явно описывали новую Небесную Эру. Четырехглавый Овен доминирует в четырех углах неба (и на Земле), а Небесный Бык пронзен дротиком или копьем. Двенадцать зодиакальных созвездий, сохранивших шумерский порядок следования и шумерские символы, расположены таким образом, что созвездие Овна находится точно на востоке, то есть в том месте, где Солнце появляется во время равноденствия.
Рис. 11 |
Copyright (c) З. Ситчин.
Оставить комментарий
|