Человечество довольно долго уже пользуется эрой «от Рождества Христова» («нашей эрой», «новой эрой»). Но еще дольше продолжаются споры на тему: а в каком собственно году родился Христос на самом деле? При этом некоторые исследователи указывают на будто бы невозможность точного определения указанной даты из-за наличия «неразрешимых противоречий» в канонических Евангелиях, откуда собственно и можно почерпнуть достоверные сведения о жизни Иисуса Христа. В действительности же никаких противоречий в Евангелиях нет и, более того, хронологические указания в них позволяют вполне однозначно датировать ряд важных событий из жизни Христа.
Одно из первых изображений Иисуса Христа с нимбом. Фрагмент росписей римских катакомб, IV век.
Самым очевидным фактом является указание Евангелия от Луки на время Крещения Иисуса Христа: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четверовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авиленее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол божий к Иоанну [Крестителю], сыну Захарии в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов... Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился... Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати...» (Еванг. от Луки, гл.3).
Римский император Тиберий правил с 14 по 37 годы н.э., значит пятнадцатым годом его правления был 28 год н.э. Ссылки на других исторических лиц также согласуются с этой датой. Понтий Пилат был наместником Иудеи с 26 по 36 или 37 год, а Ирод Антипа, один из сыновей Ирода Великого правил в это время в Галилее, Перее и Иудее. Стало быть, Крещение Иисуса произошло в 28 году.
Другим не менее значимым и также хорошо датируемым событием Евангелий является Распятие Христа. Как уже было отмечено, во время крещения Иисусу было «лет тридцать», то есть около тридцати лет. Из Евангелия от Иоанна известно, что в период от крещения до казни Иисус не менее трех раз праздновал иудейскую Пасху (Еванг. от Иоанна, гл.2, 5, 13). Отсюда происходит общеизвестное мнение о «возрасте Христа», иначе говоря о Его смерти в возрасте 33 лет.
Относительно же последней Пасхи Евангелия сообщают нам довольно любопытную деталь. Оказывается, Иисус и его последователи праздновали Пасху в пятницу, а синедрион и фарисеи – в субботу: «Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху... И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания...» (Еванг. от Луки, гл.22); «От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху... Тогда была пятница перед Пасхою...» (Еванг. от Иоанна, гл.18-19). Другими словами, Христос и фарисеи держались разных мнений относительно того, когда следует праздновать Пасху. Причина этого различия объяснима.
Началом месяца Нисана во времена Христа считалась неомения – первое появление лунного серпа на вечернем небе. Таким образом, 14 Нисана (Пасха) приходится примерно на полнолуние. Так предписывает Закон Моисея, и Христос с апостолами это постановление неукоснительно соблюдали. Однако согласно фарисейским правилам, зафиксированных затем в Талмуде, Пасха может праздноваться только во вторник, четверг, субботу или воскресенье. Поэтому начало пасхального месяца иногда смещается, чтобы удовлетворить этим правилам. То есть в фарисейском календаре 14 Нисана может быть позже полнолуния на 1-2 дня. Судя по всему, в год Распятия возникла именно такая ситуация: пасхальное полнолуние пришлось на пятницу, а начало Нисана фарисеи сдвинули так, чтобы 14 число попало на субботу.
Таким образом, необходимо определить дату в начале I века, когда пасхальное полнолуние приходилось на пятницу. Согласно таблицам Эспенака полнолуние приходилось на начало еврейской пятницы 6 апреля 30 года н.э. Следовательно, Распятие произошло 7 апреля того же года (по юлианскому календарю).
Относительно года рождения Иисуса Христа имеем следующие указания Евангелий: «...Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода...» (Еванг. от Матфея, гл.2); «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» (Еванг. от Луки, гл.2); «...[Иосиф] взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода...» (Еванг. от Матфея, гл.2).
Перепись в Римской империи обычно проводилась в год индикции (когда индикт года I=15), в данном случае – это 5505 год в.э. или 4 год до н.э. О смерти Ирода Великого известный историк Иосиф Флавий сообщает, что она произошла вскоре после лунного затмения незадолго до Пасхи (Иудейские древности, книга XVII). Согласно расчетам Иоганна Кеплера здесь идет речь о частном затмении 13 марта 4 года до н.э.
Наместником Сирии с 6 по 3 годы до н.э. формально был Вар, однако примерно в это же время император посылал Квириния в качестве военного уполномоченного для подавления сопротивления гомонаденсов, племени, жившего в горах Тавра в Малой Азии. Имея особые императорские полномочия, Квириний был временным правителем Сирии. Об этом свидетельствует фрагмент римского текста, обнаруженный в Антиохии. О войне Квириния с гомонаденсами и победе над ними сообщает и Тацит (Анналы, книга III).
Еще одним возможным ориентиром даты Рождества может стать астрономическая интерпретация Вифлеемской звезды. Как известно, рождение Иисуса было ознаменовано появлением особенной звезды: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: «Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Еванг. от Матфея, гл.2).
Американский исследователь Роберт МакИвор, исследуя римские монеты в честь Августа, отчеканенные при императоре Тиберии, обратил внимание, что на них изображена рядом с портретом шестиконечная звезда, а на реверсе показан Орел над землей. Он предположил, что это изображение новой звезды в созвездии Орла (McIvor R., «Star of Bethlehem, Star of the Messiah»). В китайских и корейских хрониках под 4 годом до н.э. отмечено появление туманной звезды как раз в созвездии Орла.
This coin struck under Tiberius in 15 or 16 CE with a 6-pointed star above the portrait star above the portrait of DIVVS AVGVSTVS, PATER. Similar coins were produced at mints in Spain, Gaul, Sicily, the Balkans, and Cyprus.
|
Приведенных выше данных вполне достаточно, чтобы сформулировать окончательный вывод. Итак, Христос родился в начале 4 года до н.э., Крещение произошло в 28 году, когда Иисусу было около 30 лет, затем три года (с 28 по 30) Он проповедовал, и в 33 года был распят на кресте.
Copyright (c) А. Новиков.
Читайте также:
Библейская хронология
Как четвертовали Ивана Грозного
Крах новой хронологии
Форум Архимеда:
Оставить комментарий
|