|
Наша реконструкция истории, в том числе и изложенная в настоящей книге, является пока предположительной. В то же время, мы отвечаем за точность и надежность получаемых нами датировок.
Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко «Царь славян»
|
Некоторое время назад сторонники так называемой «новой хронологии» рассказывали басни про найденные с помощью статистических методик «три основных хронологических сдвига», в результате чего Рождество Христово датировалось ими 1054 годом. Теперь эти басни даже не нужно опровергать. Новохронологи сделали это сами: в 2004 году вышла книга Г.В. Носовского и А.Т. Фоменко «Царь славян», где была озвучена другая датировка этого события (якобы 1152 год), отличающаяся от «устаревшей» даты почти на сто лет. Таким образом «новая хронология» была уничтожена «сверхновой хронологией», фактически похоронив все прежние фоменко-носовские расчеты, поскольку «один из основных сдвигов» в 1050 лет не нашел себе места в вышеуказанном опусе.
И поскольку новохронологи тем самым косвенно признаются в том, что их ранние расчеты оказались полной чепухой, то в связи с этим возникает законное сомнение как в корректности методик «сверхновой хронологии», так и в компетентности ее авторов.
Насколько точны подобные методики? Не противоречат ли они друг другу? Не ошиблись ли в очередной раз новохронологи?
Попробуем разобраться.
Сверхновая 1054 года
Хроники, рисунки и расчеты
При написании данной подглавы были использованы научные исследования специалиста по синологии Городецкой Ольги Михайловны (Го Цзин-юнь), с ее любезного разрешения.
С китайских источников мы и начнем.
Из хроники Сун хуэй яо: «Первоначально эта звезда стала видимой в пятую луну первого года периода Чжи-хэ на восточном небе около Тянь-гуаня. Она была видна днем подобно Венере, направляя лучи в разные стороны. Цвет ее был красно-белый. В общем она была видна днем 23 дня... В двадцать второй день седьмой луны первого года периода Чжи-хэ Ян Вэй-дэ сказал: «Простираю свою персону ниц: я наблюдал в области Тянь-гуань явление звезды-гостьи. Она была слегка радужного цвета. Согласно распоряжению императора я почтительнейше сделал предсказание...».
Название этой китайской хроники не имеет никакого отношения к имени человека. «Сун хуэй яо» в переводе означает «Главное из собраний Сун». В империи Сун происходили собрания при дворе, а в книге собраны важнейшие выдержки из «протоколов» этих собраний. Докладчика звали Ян Вэй-дэ (начальник астрономического департамента императорского Китая). Год доклада – первый год эры Чжи-хэ (Высшей Гармонии), которая длилась с 1054 по 1056 год. Она была завершена после угасания сверхновой и изменения девиза правления. Тянь-гуань – это не созвездие, это граница дворца незаходящих звезд, ее определяет вращение Большой Медведицы. Говорится о том, что звезда-гостья появилась к юго-востоку от полярной области. Месяц пятой луны в 1054 году соответствует периоду от 8 июня по 7 июля по юлианскому календарю. Звезда появилась незадолго до шестого новолуния. Считается, что это произошло 4 июля, когда Луна находилась в созвездии Тельца и имела фазу Ф=0,32. Днем звезда была видна 23 дня (до 27 июля), имела бело-алый блеск, по яркости превосходила Венеру. Ночью виделась желтой. Собрание происходило в 22 день седьмой луны 1054 года (28 августа). Далее сказано, что в третьей луне 1056 года (от 18 апреля по 16 мая) звезды не стало. В этой же хронике описывается солнечное затмение 1054 года на четвертой луне (10 мая).
Китайский календарь на 1054 год:
Порядковый номер месяца |
Начало месяца по юлианскому календарю |
1. Первая луна |
10 февраля |
2. Вторая луна |
12 марта |
3. Третья луна |
11 апреля |
4. Четвертая луна |
10 мая |
5. Пятая луна |
8 июня |
6. Шестая луна |
8 июля |
7. Седьмая луна |
6 августа |
8. Восьмая луна |
4 сентября |
9. Девятая луна |
4 октября |
10. Десятая луна |
2 ноября |
11. Одиннадцатая луна |
2 декабря |
12. Двенадцатая луна |
1 января (1055 года) |
Звезда-гостья нашла отражение также в китайской поэзии и каллиграфии.
Из собрания каллиграфических свитков Музея Императорского дворца в Тайбее (http://www.npm.gov.tw/ru/r010101.htm). Эпоха Северной Сун, эра Изначального Божественного покровительства Юань-ю, год моу-чэнь (1088 год). Поэт, каллиграф и эстетик Ми Фу (1051-1107). Некрашеный шелк царства Шу (Шу су), фрагмент:
Оригинал каллиграфии Ми Фу (фрагмент 1).
Перевод фрагмента 1:
Дрожала поверхность Пятерки Озер,
Чистейший эфир источая,
И небо, и воды в бескрайности форм
Разливами не различая.
Ведь Звездной Ткачихе не нужно опоры
Из гор и камней для станка.
Луна обернулась нам Девою горней,
С Небесного Русла стекая.
(Во время путешествия в округе Ху)
Пятерка Озер (У ху) – одно из названий озера Тай-ху, число пять означает полноту всеобъемлющего пространства – четыре стороны света и центр. Ткачиха – китайское название звезды Альтаир, с которой связана легенда о двух влюбленных звездах (Альтаир-Ткачиха и Вега-Волопас), разделенных Небесной Рекой (Млечным путем). Луна – образ улетевшей жить на Луну девы Чан-э. Звездная дева – Гостья. Согласно преданию, Звезда-гостья является ежегодно на восьмой луне (время путешествия Ми Фу) там, где Небесная Река сливается с океаном. Взойдя к ней на плот, можно доплыть до небес и беседовать со звездами. Звездная гостья, в которую превратилась Луна – образ вспышки новой звезды в 1054 году, которая затмила Луну.
Ми Фу - один из самых знаменитых художников, поэтов-каллиграфов эпохи Сун, а также один из самых авторитетных историков и теоретиков искусств. Кстати, в соседнем стихотворении из того же цикла Ми Фу упоминает полное лунное затмение летом 1088 года (произошло в ночь с 6 на 7 июля). Оно также зафиксировано в астрономическом разделе летописи Северной Сун.
Среди привычных скитаний на восьмой луне третьего года Юань-ю 38-летний Ми Фу принял приглашение Линь Си совершить небольшое путешествие по речке Тяоси, что впадает в Великое озеро Тайху. В память об этой прогулке и ее событиях было написано несколько стихотворений.
Пятисложное стихотворение «Ответное послание Линь-гуну на Горы Сянь» (Хэ Линь-гун Сянь-шань чжи цзо) было создано в ответ на несохранившееся стихотворение Линь Си «Горы Сянь». Эти горы находятся в 5 милях к югу от округа Ху. Жанр «поэтической беседы» (хэ) предполагает обмен репликами на установленную тему и в установленной форме. Вероятно исходный текст Линь Си был также посвящен произошедшему в тот год полному лунному затмению. Текст Ми Фу развивает тему.
Оригинал каллиграфии Ми Фу (фрагмент 2).
Перевод фрагмента 2:
Древа шореи на Луне взросли, Шорейная Луна взошла на гору Сянь...
Что вся Великая Земля имеет форму – это вздор.
Но на Земле есть У восточные окраины.
И горы воды эти издревле прекрасны...
На лунной сердцевине некто светло-бел,
Он алой яшмою одет, и он нефритом сыт,
Главенствовать поставлен над бессмертными
Научен предстоять тысячелетиям.
В глубинах таинства он вечно одинок
Вздымаясь выше, он призвать к себе подобных хочет.
И с запада на зов, металлами свистящий ветер, приносит осень, осеняя мощью.
И гонит с потреском на древках мачт под облачными парусами нас к нему.
Рассветной радугой повозку взнуздали вихри огневые,
Затем закатом отраженный свет поплыл по рукавам.
Но в ослеплении облачном таилась скорость смерча;
Затменье лунное и лезвия остры, агонии предсмертный ветер-нож...
Вздымается дворец Великой Тени.
К чему взирать на звездные эфиры!
Едины взлет и погружение, и гладкий путь и крут обрыв.
Осознаю насквозь, сколь псевды карет высокие борта и блеск одежд.
Повсюду восхваляю трудов обыденную пыль.
Уверенно спокойно забыл заботы перемен.
Широки и полноводны ведут мои пути.
Ведь нужно суетиться, извиваться, стремясь возвыситься в чинах.
Стихотворение описывает процесс лунного затмения – а именно полное затмение луны шестого месяца (6-7 июля 1088 года), в день под знаком гэн-инь, когда она была «светло-бела средь неба». Эта дата указана в календаре лунных затмений в составленном двумя веками позже астрономическом трактате «Истории Сун» (Сун ши. Тянь вэнь чжи, у). В сокровенном уединении природы предстает образ ясноликого бессмертного – воплощения духа Луны. Словно послушный его зову западный ветер несет Ми Фу и Ли Синя на паруснике к горе. Друзья по утру начинают восход на гору, и к вечеру на ее вершине гадают по луне и звездам. Небесные знаки звездных эфиров рисуют зловещую судьбу. Вдруг нависшая слепая облачная пелена таит всю вихреносность бытия, и в лунном затмении читается боль предсмертных расставаний с телом. Этот образ появляется из параллелизма строк, который создает буддийский термин «ветер-нож», означающий внутренний ветер, как острый нож, разрывающий тело в момент завершения жизни. Однако для Ми Фу, как и большинства интеллектуалов того времени, эти знаки не внушают ужаса. Для него ведь не различий между покоем и опасностью, рассветом и падением. Ми Фу не умел извиваться и добиваться карьерных повышений и связанных с ними жизненных перемен, поэтому он был в опале. В 1088 году завершился срок его очередной ссылки. Повседневные труды и звездные струи – таков его путь и непрочный баланс. Трепещущие топи (Чжэнь цзэ) – одно из народных названий вод Великого озера Тайху у подножия гор Сянь. Шорея (со-ло), иное название – саловое дерево – одна из лесных пород Юго-Восточной Азии, в эпоху Сун шорея представлялась тем самым деревом, что растет на Луне (в иные времена в этой роли выступало коричное дерево). На тех землях, что описывает Ми Фу некогда располагалось древнее юго-восточное царство У, отсюда и происходят позднейшие названия Уцзян и Усин.
Записей о новых звездах и кометах в китайских хрониках очень много (например, сверхновую звезду 1006 года помимо китайских заметили также японские, европейские и арабские астрономы). В эпоху Сун, согласно хронике Сун хуэй яо, было пять «звезд-гостей». Однако только одна гостья названа Государственной. Ее поведение прописано подробно, только она была видна днем. Прибытие – на пятой луне 1054 года, исчезновение – на третьей луне 1056 года.
Фотография древней китайской обсерватории в современном Пекине.
История действительно сохранила следы этой вспышки 1054 года, наблюдаемой в наши дни как Крабовидная туманность – пожалуй, один из самых интересных объектов в Галактике... Вспышку этой звезды зафиксировали не только китайские, но также японские и, возможно, американские наблюдатели. Появившаяся «звезда-гостья», оказалась ярче Венеры и была видна даже днем.
В японских хрониках «Мэй-Гэтсуки» и «Ишидао Йоки» также содержатся упоминания о необыкновенной звезде. Интересно, что японские астрономы заметили появление вспыхнувшей звезды за несколько дней до китайских астрономов: «В середине десятидневного периода четвертой луны второго периода Тен-ки (с 20 по 30 мая 1054 года) и в последующие дни наблюдалась звезда-гостья на орбите Ориона. Она была видна на восточном небосклоне. Она сияла подобно комете с короткими лучами в Тьен-Куане (Тянь-гуане) и была величиной с Юпитер». В книге И.С. Шкловского «Сверхновые звезды и связанные с ними проблемы» написано, что: «Оорт указал Дивендайку, что между 20 и 30 мая 1054 года звезда не могла наблюдаться, так как была слишком близка к Солнцу (теперь из-за прецессии Солнце бывает около Крабовидной туманности, на месте которой вспыхнула звезда 1054 года, в середине июня). Поэтому японские наблюдения должны быть датированы периодом 19-29 июня 1054 года, то есть за 16-6 дней до первых китайских наблюдений. Таким образом, японцы наблюдали эту звезду до максимума ее блеска».
Интересные подтверждения наблюдений за вспышкой сверхновой в Северной Америке индейскими племенами навахо были получены в 1955 Уильямом Миллером и Гельмутом Абтом. Они обнаружили два наскальных изображения на стене пещеры и на скале каньона Навахо в Аризоне. В каньоне изображение было высечено на камне, а в пещере нарисовано куском гематита – красного железняка. На обоих рисунках изображен кружок и полумесяц. Анализ показывает, что таким явлением могла быть только вспышка сверхновой 1054 года в созвездии Тельца.
Фотография наскальных изображений в каньоне Навахо в Аризоне.
Каким образом были сделаны выводы, что данные изображения могут соответствовать именно вспышке сверхновой в Тельце? Во-первых, взаимное расположение Луны и сверхновой были примерно такими же, фаза Луны была примерно такой же, как на рисунках. Во-вторых, возраст изображений и черепков посуды оценивается по археологическим методам примерно в 900-1000 лет.
Фотография наскального изображения на камне показывает, что скорее Луна была «старой», чем «растущей», что соответствует реальным расчетам.
Фотография изображений на стене пещеры в Навахо.
Новохронологи отождествляют Вифлеемскую звезду со вспышкой сверхновой в созвездии Тельца в 1054 году, которую они датируют 1140±30 годом. Объясняется это следующим образом: «Сразу скажем, что дата «1054 год» взята из старых хроник, в частности китайских и японских. Которым И.С. Шкловский полностью доверяет. Но мы не имеем оснований так поступать. Тем более, что привлекать подобные сомнительные сведения совсем не обязательно. Оказывается, данную вспышку сверхновой звезды можно датировать чисто астрономически, причем с высокой точностью... Вспышка новой звезды – это взрыв в космосе. После взрыва части звезды разлетаются в стороны от места катастрофы... Нужно измерить скорость разлета «осколков» и расстояние, на которое они успели отлететь. Разделив затем расстояние на скорость, получим время разлета».
Далее рассказывается о соответствующих расчетах В.Тримбл, которые датируют взрыв звезды промежутком от 1110 до 1170 года: «В 1968 г. Тримбл выполнила важное измерение собственных движений 132 волокон Крабовидной туманности по фотографиям, полученным на 100- и 200-дюймовых телескопах обсерватории Маунт Паломар (V.Trimbl. AJ 73, 535, 1968). Фотографии были получены через фильтр... что обеспечивает отличную четкость изображения системы волокон... Тримбл использовала при обработке этих фотографий полученные разными авторами лучевые скорости 127 волокон... При постоянной скорости движения волокон они должны были все находиться в малом объеме около 1140 [года]... Тримбл вообще не приводит оценок точности, хотя обращает внимание на то, что разброс дат вспышки, полученных по различным группам наблюдений, составляет 16 лет. Это дает оценку точности датировки порядка 20-30 лет».
Однако здесь есть повод выразить некоторые сомнения. Как видим, новохронологи явным образом отождествляют вспышку сверхновой и взрыв сверхновой как единое событие («вспышка новой звезды – это взрыв в космосе»). Но так ли это на самом деле? Согласно китайским наблюдениям, вспышка произошла в 1054 году, а примерно через два года звезда исчезла (новохронологи почему-то считают, что сверхновая была видна до 1185 года). Получается, что разлет «осколков» сразу после вспышки фактически не наблюдался. По-видимому, взрыв звезды произошел позднее вспышки. Вероятно, именно в таком ключе и следует рассматривать расчеты Тримбл, которые датируют взрыв сверхновой, а не ее вспышку.
С другой стороны вспышку сверхновой 1054 года можно абсолютно (!) датировать по тем же китайским источникам. Ведь в них кроме этой сверхновой упоминаются и другие астрономические события. О некоторых было сказано выше: вспышка сверхновой звезды в 1006 году, солнечное затмение 10 мая 1054 года, лунное затмение в ночь с 6 на 7 июля 1088 года... Все это позволяет достаточно точно датировать «звезду-гостью».
Таким образом, отвергая традиционную датировку сверхновой 1054 года, новохронологи немного погорячились, пытаясь выдать желаемое за действительное.
Комета Галлея
Точность «плюс-минус фоменко»
Вспышка сверхновой совсем не похожа на евангельское описание Вифлеемской звезды: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему... Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды... Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою...» (Еванг. от Матфея, гл.2).
Поэтому новохронологи пишут: «...в течение нескольких лет на небе могли наблюдаться два ярких явления – вспышка звезды около 1150 года и комета Галлея около 1150 года. Что, естественно, должно было еще более усилить впечатление людей. Впоследствии два явления могли путаться, объединяться. В Евангелиях сказано, что Вифлеемская звезда двигалась, вела волхвов. Что напоминает поведение кометы...».
Дата 1150 год для кометы Галлея была получена следующим образом: «Сегодня известно, что период возвращения кометы Галлея составляет примерно 76 лет... Поскольку в предпоследний раз комета Галлея появилась в 1910 году, то легко подсчитать, что около 1910 760=1150 года комета Галлея также должна была появиться».
Здесь нужно сказать, что период в 76 лет для кометы Галлея является весьма приблизительным, так как на ее движение сильно влияют Солнце и Юпитер. Так что приведенный расчет имеет погрешность «плюс-минус фоменко», где величина «один фоменко» равна любому произвольно взятому числу. Кстати сказать, новохронологам не раз предлагали обсчитать комету Галлея в рамках ограниченной задачи трех тел (Юпитер, Солнце и комета). Однако, по всей видимости, «талантливому математику» А.Т. Фоменко и его соратникам такая задача оказалась не по силам. Вот и пришлось новохронологам довольствоваться примитивнейшим расчетом.
Впрочем, к подобного рода приблизительным расчетам можно было и вовсе не прибегать, так как точные даты появления кометы Галлея не являются большим секретом. Например, их можно найти в статье М.Л. Городецкого «О комете Галлея, истории, астрономии, физике и некоторых математиках» (см. сборник «Астрономия против новой хронологии»). Из нее можно узнать, в частности, что комета Галлея появлялась вблизи Земли в следующих годах: 239, 163, 86, 11, 66, 141, 218, 295, 374, 451, 530, 607, 684, 760, 837, 912, 989, 1066, 1145, 1222, 1301, 1378, 1456, 1531, 1607, 1682, 1759, 1835, 1910, 1986. Даты до нашей эры приводятся в астрономическом счете когда 1 год до н.э. соответствует нулевому году, а 2 год до н.э. соответствует 1 году.
Как видим, комета появлялась не 1150, а в 1145 году. Причем, приводя дату 1150 год, новохронологи идут на прямой подлог, так как данная статья им прекрасно известна. В книге «Какой сейчас век?» (2002) она упоминается в разделе «Разбор книг Антифоменко». Однако в качестве «разбора» статьи М.Л. Городецкого новохронологи предлагают читателю несколько строчек теста, не содержащих никаких конкретных возражений. По-видимому, Фоменко и Носовский так и не разобрались в данном вопросе.
Между тем, в китайской «Истории государства киданей» отмечена не только сверхновая 1054 года, но и знаменитое появление кометы Галлея 1066 года. Кроме того, комета 1066 года упоминается также в биографии императора Янгзонга, династии Сонг: «24 Апреля комета находилась в Мао-18 (17 Tau, ε Tau), 25 Апреля в Bi-19 (ε Tau, φ1 Ori )». В приведенной цитате даты и области неба представлены в современном обозначении.
Таким образом, комета Галлея появилась на двенадцать лет позже «звезды-гостьи», что отлично согласуется с общепринятой хронологией. А вот для новохронологов тут возникает проблема: в их интерпретации комета пролетает на семь лет раньше вспышки сверхновой, что не стыкуется с хрониками.
К сказанному следует добавить, что некоторые исследователи действительно пытались отождествить Вифлеемскую звезду с кометой. Например в работе А.И. Резникова «Комета Галлея: Демистификация Рождественской легенды?» Вифлеемская звезда объявляется кометой Галлея, пролетавшей в 12 году до н.э. Но такая трактовка не вполне удовлетворительна. Дело в том, что Вифлеемская звезда не только двигалась, указывая путь волхвам, но и остановилась затем над тем местом, где родился Иисус Христос. Кометы так себя не ведут.
Евангельское описание больше подходит под шаровую молнию, которая может как двигаться, так и неподвижно зависать в воздухе. И хотя большинство шаровых молний нестабильны, то есть существуют недолго, но теоретически неисключен случай более длительной жизни подобного объекта. Не будем забывать, что наше Солнце, как и шаровая молния, представляет собой сгусток плазмы, причем достаточно стабильный. И если эта «плазменная» гипотеза верна, то тогда Вифлеемская «звезда» является не астрономическим объектом, а физическим феноменом.
Туринская Плащаница
Новохронологи признают радиоуглеродный анализ!
После смерти тело Иисуса Христа было завернуто в Плащаницу, своего рода тканое покрывало. Вот как повествует об этом Евангелие от Марка: «Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царства Божия, осмелился войти к Пилату, и попросил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив Плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба» (Глава 15).
На третий день, уже после Воскресения, ученики Спасителя, войдя во гроб, которым служила небольшая пещера, увидели одни лежащие пелены. Эти пелены и были Плащаницей.
У римо-католиков принято считать, что именно «та самая» Плащаница находится в итальянском городе Турин, по которому и получила свое название «Туринская».
16 октября 1984 года особая комиссия STURP – «Проект исследования Туринской Плащаницы» (Shroud of Turin Research Project), под руководством кардинала Баллестреро, инициировала процесс отбора нужных лабораторий для установления возраста Туринской Плащаницы.
В 1988 году в левом нижнем крае Плащаницы отрезали кусок размером примерно 10х70 мм. Затем его разделили на несколько частей и отослали в три различные радиоуглеродные лаборатории – Оксфорд (Англия), Аризону (США) и Цюрих (Швейцария). В каждой из лабораторий полученный кусок Плащаницы был разделен еще на несколько частей. Они были подвергнуты различным процедурам для удаления любых посторонних примесей, а именно, пыльцы, капель воска, масла, следов пальцев и т.д. Все, что могло попасть в ткань позднее, за прошедшие века, было из нее удалено.
Лаборатория в Аризоне исследования доставленных проб из Туринской Плащаницы начала 6 мая 1988 года мая и после неоднократной проверки и перепроверки закончила его 8 июня 1988 года. Весь процесс исследования записан на кинопленку. Заключение: ткань проб была изготовлена в 1249-1359 годах. До завершения исследований Туринской Плащаницы в лабораториях Оксфорда и Цюриха результаты исследования в Аризоне держались в строжайшем секрете.
В этот же промежуток времени, с 6 мая по 8 июня 1988 года, провела и закончила свое исследование лаборатория в Цюрихе. Заключение: ткань проб была изготовлена в 1217-1315 годах.
Из-за переналадки оборудования оксфордская лаборатория начала свои исследования только 27 июля 1988 года и завершила 8 августа 1988 года. Заключение: ткань проб была изготовлена в 1155-1220 годах.
Новохронологи считают, что данная радиоуглеродная датировка «идеально соответствует» их датировке Распятия Христа 1185 годом. Считать вышеуказанный результат «идеальным соответствием» или нет – решать читателю.
Забавным здесь является то, что новохронологи, столь рьяно отвергавшие ранее радиоуглеродный анализ, вдруг перевернулись на 180 градусов и «признали» одну (пока?) радиоуглеродную датировку. Осталось сделать небольшой шажок – признать остальные радиоуглеродные датировки, по большей части развенчивающие потуги так называемой «новой хронологии». Впрочем, рассчитывать на это особо не стоит. Ведь Г.В. Носовский и А.Т. Фоменко признают лишь те научные датировки, которые «идеально соответствуют» их собственному мнению. А если учесть, что собственное мнение новохронологов непостоянно и изменчиво, то «новую хронологию» следует признать самой непредсказуемой псевдонаукой.
В рамках этой небольшой работы не ставится задача выяснить является ли Туринская плащаница подлинным артефактом. Однако, нельзя не отметить, что существуют достаточно весомые аргументы в пользу поддельности данной католической реликвии. В наиболее общем виде эти аргументы можно найти, например, у Александра Никонова в книге «Опиум для народа». Кроме прочего там присутствуют доводы из области геометрии, что должно быть близко Носовскому и Фоменко как профессиональным геометрам.
Отрывок из книги А. Никонова, непосредственно касающийся Туринской плащаницы, можно прочитать Интернете (http://www.arhimed007.narod.ru/h_turinskaya-plashanitsa-falshivka.htm).
Круглый зодиак в Дендерах
Датировка «гороскопа Осириса»
Дендера – город в Верхнем Египте. На потолке святилища главного храма Хатор здесь был обнаружен Круглый зодиак, представляющий собой круглую каменную плиту с рельефными изображениями, которая составляла часть потолочного украшения часовни, посвященной Осирису. Небесный круг на севере, юге, востоке и западе поддерживается сыновьями Гора, а в четырех точках восхода и захода солнца в дни солнцестояния – четырьмя девушками. В центре помещен северный полюс мира. Круг поделен на тридцать шесть деканов (десятидневных периодов египетского календаря, по три на каждый месяц), окружающих центральный небесный свод, внутри которого изображены двенадцать зодиакальных созвездий традиционными символами (Телец, Овен, Лев и т.д.), в том же порядке, что и сегодня. Другие созвездия и некоторые яркие звезды изображены в виде фигур людей и животных (гиппопотама, крокодила и др.). На Круглом зодиаке изображены также пять планет в виде мужских фигур с посохами. Из всех фигур зодиакальных созвездий ближе всего к центру картины (т.е. к полюсу мира) находится фигура Рака и лишь чуть дальше от полюса – Близнецы. Этот факт позволяет датировать Круглый зодиак не позднее II в. до н.э., так как уже начиная с I в. н.э. точка летнего солнцестояния стала перемещаться (в связи с прецессией) по созвездию Близнецов, которое с тех пор стало самым северным зодиакальным созвездием.
Написанное иероглифами название храма, Та инт нетерти, переводится как «место колонн богини». Это дает основание полагать, что в Дендере каменные колонны служили для наблюдения за небесными объектами и были связаны как с Зодиаком, так и с календарем (через деканы).
Прорисовка центральной части Круглого зодиака.
Расшифровка фигур планет на этих изображениях у специалистов по египетской астрономии давно не вызывает сомнений. Дело в том, что на Круглом зодиаке все фигуры подписаны иероглифическим письмом и никаких проблем с идентификацией планет не существует. В 1856 году Бругш разобрал надписи и оказалось что фигура с посохом над Раком – Меркурий (на самом деле с таким же успехом над Львом и Девой); Венера между Рыбами и Водолеем, Марс в Козероге; Юпитер между Близнецами, Раком, Львом; Сатурн следует за Девой перед Весами. Именно такая идентификация указана в известной статье Р.Паркера. Фигуры планет расположены в созвездиях, где согласно астрологической традиции они имеют возвышение (экзальтацию), то есть максимальную силу. Таким образом, Круглый зодиак является лишь астрологическим символом – это, так называемый, гороскоп мира (Thema Mundi), хотя гороскопом в обычном смысле слова назвать его нельзя – такое идеальное астрологическое положение планет реально на небе невозможно (Венера слишком далеко от Меркурия).
В очень хорошей старой книге «Мироздание» В. Мейера (1902 г.) на стр. 509 читаем: «Если на старых рисунках знаков зодиака, в которых приведены созвездия этого круга, указаны вместе с тем и точки пересечения эклиптики с экватором (т.е. точки равноденствия), то возраст рисунков определить легко. Самый старый из таких документов есть знаменитый зодиак в Дендерах в верхнем Египте. В нем точки равноденствий сдвинуты более чем на 60 градусов, сравнительно с их нынешним положением. Этот угол прецессия проходит в 4300 лет. Поэтому изображение круга Зодиака в Дендерах, помещенное на одном старом храме, как и самый храм, надо отнести приблизительно к 2400 году до Р.Х.»
Новохронологи настаивают на другой датировке Круглого зодиака – утро 20 марта 1185 года. Эта датировка строится, как читатель уже догадался, на произвольном истолковании изображений Круглого зодиака, не принимая в расчет надписи под ними.
Дальше у них еще смешнее: «Иными словами, 1185 год отвечает распятию Христа. Более того, вычитая теперь из 1185 года 33 года, то есть возраст Христа по Евангелиям, мы приходим к 1152 году как к наиболее вероятной дате его рождения». Причем тут Христос? Ведь не в Дендере же его распяли?
Но Фоменко с Носовским не унимаются: «Заметим, что «Зодиак Осириса» означает на самом деле «Зодиак Христа». Поскольку, согласно нашим исследованиям, «древне»-египетский бог Осирис, скорее всего, означал Иисуса Христа». Новохронологи конечно могут «замечать» все, что им вздумается, а мы заметим другое – никаких евангельских мотивов на Круглом зодиаке нет. Зачем же фантазировать?
Теперь, когда ясно, что домыслы новохронологов не имеют строгого научного обоснования, разбор «новой датировки» Круглого зодиака имеет лишь чисто умозрительный интерес. А именно – имеется ли в этой новохронологической датировке хотя бы календарный смысл? Процитируем дальше.
«20 марта 1185 года была среда. В этот день наступило точное астрономическое полнолуние, то есть иудейская Пасха (вычисляемая по старому правилу, без сдвига). Следовательно, в 1185 году иудейская Пасха должна была начаться приблизительно 20 марта - во вторник 19 марта, среду 20 марта или четверг 21 марта. Иудейская Пасха праздновалась в течение семи дней (см. Библию). Следовательно, иудейская пасхальная суббота приходилась в 1185 году на 23 марта, а иудейское пасхальное воскресенье - на 24 марта».
Этот абзац представляет собой либо чудовищное недоразумение, либо очередной подлог новохронологов. Дело в том, что 20 марта 1185 года никакого «точного астрономического полнолуния» не было. Согласно таблицам Эспенака полнолуние наступило в ночь с 17 на 18 марта. Еврейская Пасха по формулам Гаусса в 1185 году выпадает на вторник 19 марта. А вот что, как и по каким таким «старым правилам» вычисляли Фоменко с Носовским – загадка века. Но это еще не все. Дальше идет пассаж похлеще.
«Таким образом, подтверждаются сведения синоптиков (евангелистов Матфея, Марка и Луки) о том, что пасхальная Тайная Вечеря произошла в четверг, перед распятием. Действительно, четверг 21 марта 1185 года был уже пасхальным. Что же касается утверждения евангелиста Иоанна, что Пасха была в субботу, то оно легко объяснимо. Иоанн имел в виду не первый день Пасхи, а только пасхальную субботу, именно ее называя «великим днем» (Иоанн 19:31). Конечно, если посмотреть современный перевод Евангелий, мы увидим там следующие слова Иоанна: «Тогда была пятница перед Пасхою» (Иоанн 19:13). То есть, вроде бы, четко утверждается, что суббота была первым днем Пасхи (раз пятница пришлась еще «перед Пасхою»). Но, обратившись к исходному церковно-славянскому тексту - скажем, в Евангелии московской печати 1651 года, - мы обнаруживаем, что там стоят совсем другие слова: «Бе же пяток пасце», лист 188 оборот. То есть: «был пяток Пасхи», «пасхальный пяток». Эти слова означают нечто совсем другое: Пасха уже наступила, шла пятница на Пасхе. Поясним, что Пасха праздновалась семь дней и поэтому был и понедельник, и вторник, и пятница на Пасхе и т.д., все семь дней недели. Можно предположить, что пасхальную субботу евангелист Иоанн назвал «великим днем», поскольку суббота почиталась сама по себе, а тем более пасхальная. Но это вовсе не означает, что Пасха наступила в субботу. Как мы видим, в 1185 году Пасха наступила в среду или около нее. Возможная неточность объясняется тем, что иудейская Пасха начиналась в полнолуние, которое в древности определяли просто глядя на небо. Что, вообще говоря, могло дать ошибку плюс-минус один день».
Здесь дилетантская самоуверенность новохронологов переходит всякие границы разумного. Начнем с того, что Тайная Вечеря состоялась не в четверг, как ошибочно полагают новохронологи, а в пятницу. «В первый день опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? Мы пойдем приготовим... И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху. Когда настал вечер, Он приходит с Двенадцатью... они возлежали и ели... И как уже настал вечер, - потому что была пятница, то есть день перед субботою...» (Еванг. от Марка, гл.14-15). Согласно иудейским правилам счет суток идет от захода Солнца. Поэтому то, что Фоменко с Носовским принимают за вечер четверга на самом деле является началом еврейской пятницы.
Кроме того, хотя иудейская Пасха празднуется семь дней, но пасхального агнца, то есть собственно еврейскую пасху, едят только в первую ночь празднества: «...пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство... и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца [Нисана]: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером... пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его... не оставляйте от него до утра, но оставшееся от него до утра сожгите на огне... это – Пасха Господня» (Исход, гл.12).
Апостолы и сторонники Христа ели пасху в пятницу, а фарисеи – в субботу: «От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху... Тогда была пятница перед Пасхою...» (Еванг. от Иоанна, гл.18-19). Другими словами, Христос и фарисеи держались разных мнений относительно того, когда следует праздновать Пасху.
Чтобы не оставалось никаких сомнений, что 14 Нисана фарисейского календаря в год Распятия приходилось именно на субботу отметим три важных момента. Во-первых, Иисуса собирались казнить до общего празднования Пасхи: «И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе» (Еванг. от Марка, гл.14). Во-вторых, казнь действительно состоялась накануне Пасхи: «...опять вышел [Пилат] к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем. Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?.. Но они закричали: возьми, возьми, распни Его!.. Тогда наконец он предал Его им на распятие». В-третьих, казнь закончилась до наступления Великой субботы: «Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставлять тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была день великий, - просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак, пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого [разбойника], распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода».
Перебитие голеней имело целью ускорить смерть приговоренных к распятию. Висевшие на крестах, лишенные опоры, провисали на руках, вследствие чего происходило удушение. Отметим, что этот последний момент опровергает также известное измышление новохронологов о так называемом «столбовании Христа».
Нужно ли здесь пояснять, что среда 20 марта 1185 года никоим образом не соответствует евангельским календарным условиям Пасхи?
Католические Юбилеи
Арифметические ошибки «талантливого математика» Фоменко
Глава книги «Царь славян», посвященная католическим Юбилеям, начинается так: «Обратимся к «Лютеранскому Хронографу» XVII века, описывающему всемирную историю от сотворения мира до 1680 года. В нем говорится, в частности, о праздновании средневековых христианских «Юбилеев», которые справлялись в Ватикане в 1299-1550 годах. Юбилеи были установлены в память о Христе, поскольку праздновались в дни январских календ. Отмечалось Рождество Христово, близкое к январским календам, а не другой христианский праздник».
Здесь Носовский и Фоменко вероятно что-то путают. Рождество Христово празднуется ежегодно, а не юбилеями. И не в январе, а 25 декабря. Уж такие-то вещи надо бы знать.
Немного об упомянутом источнике.
Книга, которую Фоменко и Носовский именуют «Лютеранским Хронографом» написана Вильгельмом Стратеманом и называется «Theatrum historicum» (одно из ранних изданий датируется 1656 годом). Первый русский перевод книги имел пространное название «Феатрон или позор исторический изъявляющий повсюдную историю священнаго писания и гражданскую чрез десять исходов, и веки всех царей, императоров, пап римских и мужей славных, и прочая с начала мира даже до лета 1680 вкратце ради удобнаго памятствования чрез Вилгелма Стратемана собранный ныне же на российский язык с латинскаго преведенный в Санкпитербурхе лета от возрождения, чрез Христа 1720». Далее переводчики сообщают: «Ныне же повелением всепресветлейшаго и державнейшаго Петра Великаго, отца отечества, императора и самодержца всероссийскаго, благославением же Святейшаго Правительствующаго Всероссийскаго Синода, напечатася при Санктпитербурхе, в Троицком Александроневском монастыре, лета от сотворения мира 7232, от воплощения же Бога слова, 1724, индикта 2 месяца августа». Переводил книгу Гавриил Бужинский вместе с «потрудившимися», имена которых неизвестны. В обращении «Доброхотному истории любителю» переводчики дают четыре разделения истории: топику или местную (скорее может быть названа географией), хронологию, генеалогию, прагматологию или деяния славных мужей. Кроме того, история делится на церковную и гражданскую. Читатель предупреждается, что летоисчисление в книге не греческое и что «творец книги» протестанской, или «лютеранской веры». В начале текста излагается 10 «исходов» (периодов) по 400 лет, на которые Стратеман разделяет историю: в главе «Мира начало», по библейскому преданию, рассказывается о сотворении мира и человека. Изложение исторических событий начинается с 1-го года, который отнесен ко времени Ноя, «исход» десятый, последний кончается реформой М. Лютера. От внуков Ноя произошли разные народы, в том числе и московиты от Мосоха. В книге имеется: «Реестр тако имен яко и вещей в книзе сей содержащихся, удобнейшаго ради их обретения, по алфавиту собранный» и «Погрешения типографская исправленная». Заглавный лист - гравированный. «Феатрон» был напечатан в количестве 1200 экз. и продавался по 2 р. 50 коп., в переплете по 3 р. В 1749 году императрица Елизавета нашла, что в «Феатроне» напечатаны «противные [лютеранские] речи», и поэтому разошедшиеся экземпляры отбирались. Именно это русское издание «Феатрона» под видом «Лютеранского Хронографа» цитируют новохронологи.
Продолжим чтение.
«Сей же Урбан или Варфоломей, огласив Буллу, устави дне 11 априллия [апреля], лета Христова 1389, да тридесятое всякое лето будет Ювилей по веце Христове, иже тридесятого лета крещся, проповедати начат. Но предварен смертию, сам Ювилей не творил» (лист 332).
Комментарий новохронологов: «Здесь говорится о том, что папа Урбан IV в 1389 году учредил «Юбилей века Христова», который должен был праздноваться каждые 30 лет, начиная с 1390 года. Первое празднование Юбилея действительно произошло в 1390 году, но уже при его преемнике».
Начнем с того, что Урбан IV был римским папой с 1261 по 1264 год, новохронологи опять все напутали. На самом деле в тексте имелся ввиду Урбан VI (в миру - Бартоломео Приньяно), который был папой с 1378 по 1389 год. В приведенной из «Феатрона» цитате не сказано явным образом, что папа постановил праздновать тридцатилетние Юбилеи именно с 1390 года. Кроме того, тридцатилетние Юбилеи не праздновались ни разу в связи с преждевременной кончиной Урбана VI. Следующий папа римский, Бонифаций IX, ввел практику празднования Юбилеев каждые десять лет. Кстати, из вышеприведенного отрывка следует, что Юбилеи имели отношение к Крещению Иисуса по достижении тридцатилетнего возраста (Крещение действительно празднуется в январе), а не к Рождеству, как ошибочно полагают новохронологи.
Далее Фоменко напару с Носовским делают очередную, на этот раз арифметическую, ошибку: «Таким образом, папа Бонифаций IX превратил Юбилей из тридцатилетнего в десятилетний и стал праздновать его каждые 10 лет. Как видно из дальнейшего, такой порядок продержался вплоть до 1450 года. В самом деле, его празднование в 1450 году при папе Николае V оказалось уже шестым по счету, что соответствует празднованию с 1390 по 1450 год каждые 10 лет».
Однако, десятилетних Юбилеев с 1390 по 1450 год должно быть семь, а не шесть. Поневоле закрадывается сомнение: а хорошо ли владеют арифметикой «талантливый математик» А.Т. Фоменко и его коллега Г.В. Носовский?
Читаем дальше.
«Николай или Фома Лукан, от отца врача рожден, знаменитый учений защитник. Вивлиофику [библиотеку] Ватиканскую тремя тысящами книг умножил и устроил. Ювилей пятьдесятолетный, календ Ианнуария [января], лета 1450 творил» (лист 344).
Комментарий новохронологов: «Но 50-летний Юбилей так и не удержался, поскольку уже в 1464 году папа Павел II повелел сделать его 25-летним. Сам Павел II не дожил до 1475 года, когда должен был быть отпразднован Юбилей, поэтому его справлял уже следующий папа Сикст IV, который правил, согласно Лютеранскому Хронографу, в 1471-1484 годах. Таким образом, на 1475 год пришлось седьмое [sic! – снова ошибка] празднование Юбилея».
Как видим, папа Павел II, устанавливая в 1464 году 25-летний Юбилей, вовсе не имел ввиду праздновать его непременно в следующем году. Поэтому не стоит без веских оснований приписывать и Урбану VI, что он якобы хотел отмечать 30-летний Юбилей сразу вслед за 1389 годом. Однако именно на этом предвзятом предположении строятся дальнейшие вычисления новохронологов, пытающихся определить с их помощью год Рождества Христова (у них получается 1150-й).
Юмор же заключается в том, что никаких расчетов производить и не нужно. Все даты в «Феатроне» приводятся от Рождества Христова: «лета Христова 1389», «лета Христова 1390», «лета Христова 1500», «лета Христова 1501» и т.п.
Так что «юбилейные вычисления» новохронологов не стоят выеденного яйца.
В заключение отметим еще один важный момент. Для этого нам нужно будет вернуться к началу, а именно к тому месту, где новохронологи ненароком проговорились: «В нем [«Феатроне»] говорится, в частности, о праздновании средневековых христианских «Юбилеев», которые справлялись в Ватикане в 1299-1550 годах». В этой цитате две даты – и обе ошибочные.
Впервые католический Юбилей (Юбилейный год, Святой год) праздновался в 1300 году при папе Бонифации VIII. Тогда, по свидетельству флорентийского хрониста Джованни Виллани, в Рим съехалось более 200 тысяч паломников. Собственно говоря, Юбилей означал обычное паломничество католиков к гробнице апостола Петра, но ради Святого года папа гарантировал продажу особых индульгенций и полное отпущение грехов, что и вызвало повышенный ажиотаж в первый Юбилейный год. Интерес к мероприятию подогревался тем, что Юбилеи поначалу планировалось проводить каждые сто лет. И многие, опасаясь не дожить до 1400 года, поспешили принять участие в торжестве. Финансовый успех затеи превзошел ожидания, и нет ничего удивительного, что папам захотелось проводить Юбилеи чаще. После Бонифация VIII было решено отмечать Юбилейный год каждые 50 лет (второй Юбилей был в 1350 году при Клименте VI), затем, как мы уже знаем, хотели отмечать каждые 30 лет, но передумали и сделали через 10 лет. В конце-концов решили отмечать Юбилеи каждые 25 лет.
Однако, если католики начали праздновать Юбилеи с 1300 года (Фоменко и Носовский неверно указывают 1299 год), то отчего же новохронологи в другом абзаце заявляют, что «первое празднование Юбилея действительно произошло в 1390 году»?
Ошибаются Фоменко с Носовским и в том, что Юбилеи якобы прекратили отмечать после 1550 года. Их справляют в Ватикане до сих пор в начале каждой четверти столетия. Например, в XX веке Юбилейными были объявлены 1925, 1950, 1975, 2000 годы. Кроме этого, были еще «внеочередные» Юбилеи в 1933 и 1983-1984 годах.
Не многовато ли ошибок у новохронологов?
Индиктовые даты в Палее
Неканонический источник с описками
Палея – это книга, представляющая собой пересказ Библии, а также содержащая заимствования из апокрифических источников. Поскольку апокрифы (отреченные книги), как правило, передают библейские события с разного рода ошибками, то вследствие этого и Палею также относят к неканоническим книгам.
Новохронологи заинтересовались старинной русской Палеей из Румянцевского фонда Государственной Библиотеки. А именно – тремя датами в ней описанными:
«В лето 5500 родися плотию предвечный царь Господь Бог наш Исус Христос декабря в 25 день. Круг Солнцу тогда бе 13, Луна же 10, индикта 15-го, в день недельный в 7-ой час дни» (Палея, лист 275, оборот).
«Царство третие Тиверия кесаря. В лета 5515 по Августе кесари восприя царство Тивирий сын Каулиев, и царствова в Риме 23 лета. При сем велий трус бысть и разорении, 13 градов даже и до земля сокрушишася. В 15 лето Христос от Иванна во Иорданстей реце, 30-ти лет возраста своего месяца генваря в 6-ой день в 7-ой час дни индикта 15 круг Солнцу 3 безименнаго перста. И от того времени избра себе ученик 12, и чудеса нача творити, и по крещении бысть на земли 3 лета до святыя своея Страсти. При сем Тивирии бысть и спасеная Страсть и Воскресение Господа нашего Исуса Христа. Лет во 18-е лето царств[а] Тивириева пострада Господь наш Исус Христос спасения ради человеча в лета 5530 марта в 30 день, в пяток в 6-й час дни, индикта 3, круг Солнцу 7, Луна 14, а пасха жидом» (Палея, лист 256, оборот, лист 257).
Даты приведены в Византийской эре (от Сотворения мира) и, кроме того, для них указаны индиктовые числа. Забегая вперед скажем, что данные числа указаны неверно. Помимо этого есть в Палее и другие ошибки. Например, 25 декабря 5500 года в.э. было не воскресенье (недельный день), а среда. Для Распятия указан 5530 год вместо 5533 года, когда еврейская Пасха действительно приходилась на 30 марта. Создается впечатление, что составитель Палеи слабо разбирался в календарных вопросах.
Теперь об индиктовых числах. Круг Солнца, круг Луны и собственно индикт указывают на положение конкретного года в соответствующих календарных циклах.
Солнечный цикл имеет прямое отношение к юлианскому (солнечному) календарю, где расписание дней недели относительно одних и тех же чисел месяцев повторяется каждые 28 лет. Таким образом круг Солнца последовательно меняет свое значение от 1 до 28. Затем цикл начинается снова с единицы.
Лунный цикл восходит к 19-летнему метонову циклу. Этот цикл служил основой для построения многих солнечно-лунных календарей поскольку 19 тропических годов примерно равны 235 синодическим месяцам. Таким образом круг Луны последовательно меняет свое значение от 1 до 19. Затем цикл начинается снова с единицы.
Индиктовый цикл или индиктион происходит от древнеримского обычая производить каждые 15 лет перепись населения (индикции) с переоценкой имущества для установления величины налогов. Таким образом индикт последовательно меняет свое значение от 1 до 15. Затем цикл начинается снова с единицы.
Когда в Византии вводилась эра от Сотворения мира, то ее авторы рассудили так: не может быть, чтобы мир был создан не в начале циклов. В итоге была найдена дата, для которой все три индиктовых числа были равны единице – 5508 год до н.э. Она и стала первым годом Византийской эры. Это позволяет довольно просто определить индиктовые числа.
Круг Солнца: Q=[В/28]
Круг Луны: L=[В/19]
Индикт: I=[В/15]
где В – номер года от Сотворения мира по Византийской эре, а прямые скобки означают остаток от деления.
Для дат Палеи индиктовые числа должны были быть следующими:
Дата по в.э. |
Круг Солнца, Q |
Круг Луны, L |
Индикт, I |
5500 |
12 |
9 |
10 |
5530 |
14 |
1 |
10 |
5533 |
17 |
4 |
13 |
Вместо этого в Палее указаны совсем другие числа:
Дата по в.э. |
Круг Солнца, Q |
Круг Луны, L |
Индикт, I |
5500 |
13 |
10 |
15 |
5530 |
3 |
? |
15 |
5533 |
7 |
14 |
3 |
В чем же причина ошибок? Дело в том, что в старину немногие люди могли производить арифметические действия с большими числами и, если под рукой не было специальных таблиц, то вычислять индиктовые числа приходилось буквально на пальцах. Этот способ получил название «руки Дамаскина». В России данный метод был более известен как «рука богословля». Косвенным подтверждением этого является упоминание «безименнаго перста» для круга Солнца второй даты.
Рука Дамаскина для определения круга Солнца.
Считая круги Солнца на пальцах, составитель Палеи вполне мог сбиться в счете и для первой даты указать круг 13 вместо 12. Для второй даты «круг Солнцу 3 безименнаго перста» по всей видимости означает «третье вруцелето на безымянном пальце». Взглянем на рисунок 8. Третье вруцелето (славянское Г) на безымянном пальце равно кругу Солнца 14, что соответствует дате 5530 года. Для третьей даты круг Солнца 7 вместо 17 можно объяснить ошибкой переписчика. Единичка просто «потерялась».
Рука Дамаскина для определения круга Луны.
Считая круги Луны на пальцах, составитель Палеи также мог сбиться в счете и для первой даты указать круг 10 вместо 9. Примечательным здесь является то, что для этой даты ошибка в кругах Солнца и Луны сделана на одну и ту же величину в одну и ту же сторону. Для второй даты круг Луны не указан. По-видимому, составитель Палеи не счел нужным указывать круг Луны если он равен единице. Для третьей даты круг Луны 14 вместо 4 можно объяснить ошибкой переписчика. Поскольку дальше идут слова «пасха жидом», то переписчик мог решить, что число Луны имеет отношение не к индикту, а к фазе (XIV луна). Поэтому и добавил единичку «от себя».
Рука Дамаскина для определения индикта.
Индикт тоже можно вычислять по руке Дамаскина. В данном случае возможны два варианта. Либо составитель Палеи при счете индиктов перепутал пальцы (числа 10 и 15, 3 и 13 находятся на одних и тех же позициях, но на разных пальцах). Либо числа индикта вообще не рассчитывались, а были вписаны в Палею исходя из календарных условий. Метод счета по руке Дамаскина предназначался в основном для определения даты Пасхи, а поскольку знать число индикта и, соответственно, метод его определения для этого совершенно необязательно, то вторая версия представляется более вероятной. И действительно, если в год Рождества Христова происходила перепись населения (индикция), как утверждается в Евангелии, тогда и число индикта для этого года «должно» равняться 15. Зачем же его вычислять? А индикты для второй и третьей дат довольно легко определяются относительно первой даты.
Вывод: хотя Палея содержит ошибочные и поврежденные данные, но они вполне объяснимы в рамках традиционной хронологии.
Новохронологи по этому поводу имеют собственное мнение. Они считают, что изначально в Палее были указаны только индиктовые числа, а даты Византийской эры были ошибочно вписаны задним числом. Вследствие этого они предлагают «расшифровать» индиктовые числа без учета дат по Византийской эре. Версия, прямо скажем, довольно странная, особенно если учесть, что индиктовые числа определяются из византийских дат. Тем не менее, взглянем на то, что у них получилось. С помощью различного рода манипуляций (см. книгу «Царь славян») новохронологи получили два варианта «решения» индиктовых чисел Палеи.
Вариант 1:
Дата по в.э. (н.э.) |
Круг Солнца, Q |
Круг Луны, L |
Индикт, I |
5595 (87) |
23 |
9 |
15 |
5625 (117) |
25 |
1 |
15 |
5628 (120) |
28 |
4 |
3 |
Вариант 2:
Дата по в.э. (н.э.) |
Круг Солнца, Q |
Круг Луны, L |
Индикт, I |
6660 (1152) |
24 |
10 |
15 |
6690 (1182) |
26 |
2 |
15 |
6693 (1185) |
1 |
5 |
3 |
Первый вариант новохронологи отбраковали сразу. Про второй вариант сказано, что он «находится в идеальном соответствии с остальными независимыми датировками, полученными нами выше». Чтож, давайте посмотрим насколько он идеален:
1152 год – Рождество;
1182 год – Крещение;
1185 год – Распятие.
Рассчитаем на какой день в 1185 году (6693 год в.э.) пришлась христианская Пасха, праздник, знаменующий собой Воскресение Христа, произошедшее на третий день после Распятия. И раз уж мы взялись за обсуждение «руки Дамаскина», то произведем данный расчет на пальцах, как это делали наши предки.
1) Определение круга Солнца и вруцелета года.
Посмотрим на илл. 8-7. Числа от 1 до 28 (это круги Солнца) и соответствующие им вруцелетные буквы расположены на суставах и концах пальцев левой руки, начиная от конца среднего пальца (вруцелето А и круг Солнца 1). На конце безымянного пальца будут вруцелето В и круг Солнца 2, на мизинце – вруцелето Г и круг Солнца З. Затем счет продолжается на тыльной стороне руки (эти числа и буквы на рисунке проставлены рядом с пальцами) слева направо и сверху вниз, а потом на ладони также слева направо, но уже снизу вверх. Счет заканчивается на конце указательного пальца – круг Солнца 28 (=0) и вруцелето З. При необходимости дальнейшего счета нужно снова перейти на средний палец и т.д.
Отсчитать 6693 года по пальцам будет легче, если знать упрощающие приемы. Тысячи, сотни лет и двадцатилетия сначала откладываются на указательном пальце. При этом на каждую 1000 лет приходится 5 суставов, на 100 лет – 4 сустава, на 20 лет – 5 суставов.
6693=6х1000+6х100+4х20+13
Шесть тысячелетий дают 6х5=30 суставов, шесть столетий дают 6х4=24 сустава, четыре двадцатилетия – 4х5=20 суставов. Итого 74 сустава, что соответствует десяти полным циклам 10х7 плюс еще 4 сустава. От позиции 28 откладываем 4 сустава вниз до позиции 16. Далее откладываем оставшиеся 13 лет по всем пальцам согласно возрастанию номеров кругов Солнца и приходим на кончик среднего пальца. Убеждаемся, что для 6693 года круг Солнца 1 и вруцелето А=1.
2) Определение круга Луны и исправной буквы.
Посмотрим на илл. 8-8. Числа от 1 до 19 (это круги Луны) и соответствующие им исправные буквы расположены на суставах и концах пальцев правой руки со стороны ладони. Счет идет от указательного пальца согласно возрастанию номеров круга Луны. Для упрощения расчета нужно откладывать: на каждую 1000 лет – 12 позиций, на 100 лет – 5 позиций, на 20 лет – 1 позицию.
6693=6х1000+6х100+4х20+13
Шесть тысячелетий дают 6х12=72 сустава, шесть столетий дают 6х5=30 суставов, четыре двадцатилетия – 4 сустава. Итого 106 суставов, что соответствует пяти полным циклам 5х19 плюс еще 11 позиций. От 11 позиции откладываем оставшиеся 13 лет и приходим на основание большого пальца. Убеждаемся, что для 6693 года круг Луны 5, а исправная буква Ъ (ер).
3) Определение ключа границ и даты Пасхи.
Христианская Пасха может приходится на один из 35 дней в промежутке от 22 марта по 25 апреля юлианского календаря. Эти дни обозначаются буквами славянского алфавита от «аза» до «юса малого» (ключевые буквы) или числом z от 1 до 35 (ключ границ). Таким образом, дата Пасхи определяется как 21 марта плюс z дней. Посмотрим на илл. 8-10.
Рука Дамаскина для определения ключа границ.
Ключевые буквы и соответствующие им числа ключа границ особым образом распределены по суставам левой руки. Для определения даты Пасхи нужно найти исправную букву, соответствующую данному году. Затем от буквы, расположенной на ближайшем нижнем суставе справа, включая в счет и его, отсчитать по направлению к исправной букве число позиций равное числу вруцелета. При этом через исправную букву перескакивать нельзя. Если такое случилось, то отсчет нужно начинать с соседнего пальца справа. Для мизинца соседним будет большой палец.
Как мы уже установили выше, исправной буквой для 6693 года является буква Ъ (ер), а вруцелетом буква А. Ключевой буквой года будет Ь (ерь), так как отсчет начинаем с нее, а число вруцелета 1. Ключ границ z=31. Следовательно, христианская Пасха в 1185 году (6693 в.э.) была:
21 марта + 31 день = 21 апреля.
В одной из предыдущих глав мы уже говорили о том, что новохронологи датируют Распятие Христа 20 марта 1185 года. Согласно руке Дамаскина получается, что Воскресение Христово (христианская Пасха) в 1185 году выпадает месяцем позже. Таким образом, гипотеза Фоменко и Носовского противоречит календарным условиям Евангелий, согласно которым Христос воскрес на третий день после Распятия.
Христос воскрес «в первый день недели», то есть в воскресенье. Распятие должно приходиться на пятницу. Но 20 марта 1185 года – не пятница! Взглянем на илл. 8-11.
Рука Дамаскина для определения дня недели.
На указательном пальце левой руки расположены вруцелетные буквы, а также привязанные к ним первые числа месяцев юлианского календаря. Вруцелето года определяет воскресенье. Счет дней недели и чисел месяца идет в направлении, противоположном алфавиту.
Вруцелетом 6693 года является буква А. Все числа месяцев, выпадающие на эту букву, будут воскресеньями. Март начинается на вруцелете Г. Двадцать дней – это две недели плюс 6 дней. Отсчитываем от вруцелета Г требуемое число позиций. 20 марта соответствует вруцелету Е, значит это среда.
Судите сами насколько «идеально» решение, найденное Фоменко и Носовским.
Затмение при Распятии
Как соединить несоединимое?
«Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! В руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. И весь народ, сшедшийся ни сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь... День тот был пятница, и наступала суббота» (Еванг. от Луки, гл.23).
В этом отрывке как будто бы речь идет о солнечном затмении во время Распятия. Однако тонкость заключается в том, что Христос был распят в полнолуние, когда солнце и луна находятся по разные стороны относительно Земли. Следовательно астрономического солнечного затмения в этот день быть не могло.
Схема солнечного затмения (А – область полного затмения; В, С – середины полос полутени; за пределами полосы D, E затмения нет).
Родоначальник «новой хронологии», Н.А. Морозов полагал, что произошло не солнечное затмение, а лунное. И он нашел «подходящее» лунное затмение в 368 году.
Схема лунного затмения.
Но даже если не брать в расчет прямое указание Евангелия, что «померкло солнце», то и в этом случае морозовское решение не проходит из чисто календарных условий. Счет еврейских суток идет от захода солнца, а Иисуса сняли с креста до наступления субботы, то есть до заката. Следовательно, ни о каком лунном затмении во время Распятия не может быть и речи.
Затем последователи Морозова – Фоменко и Носовский – предположили, что затмение было все же солнечным, и нашли «подходящее» в 1086 году. Собственно же Распятие они определили на 1095 год по так называемым «условиям Воскресения» из поддельных Актов Пилата. При этом они «забыли», что солнечных затмений в полнолуние не бывает.
В книге «Царь славян» этими же с позволения сказать авторами была представлена новая «уже окончательная» версия евангельского солнечного затмения – 1 мая 1185 года. Распятие, напомним, новохронологи датируют 20 марта, то есть полутора месяцами ранее. Объяснение этой нестыковки дается следующее: «...поскольку затмение было видно не в Царь-Граде, а во Владимиро-Суздальской Руси и на средней Волге, то оно, вполне вероятно, совпало по времени с приходом на Русь известий о распятии Христа в Царь-Граде. Поэтому для жителей Владимиро-Суздальской Руси затмение 1 мая 1185 года могло совместиться с распятием. Что впоследствии отразилось и в Евангелиях. Отметим, что в те времена известие о казни из Царь-Града во Владимиро-Суздальскую Русь должно было идти примерно месяц».
Противоречие этой гипотезы с текстом Евангелия достаточно очевидно. А объяснения новохронологов типа «в огороде бузина, а в Киеве дядька» по меньшей мере несерьезны.
Обратим внимание на любопытную деталь. Когда солнце померкло, то это событие произвело отрезвляющее воздействие на свидетелей казни Иисуса. Даже римский сотник, надо полагать, человек образованный, принял данное явление за божественное знамение. Ведь если бы речь шла об обычном астрономическом затмении, то разве могло оно произвести подобное впечатление, особенно если учесть, что древние астрологи достаточно хорошо умели их рассчитывать и предсказывать? Следовательно «тьма по всей земле» наступила неожиданно и непрогнозируемо. Возможно, затемнение неба было связано с резким изменением погоды и ухудшением атмосферной видимости. Косвенным доказательством этого является упоминание разодравшейся завесы иерусалимского храма, что может быть вызвано шквалистым ветром, являющегося нередким спутником пасмурного неба. Евангелист Матфей упоминает также и о наступившем затем землетрясении.
Если учесть, что Евангелия не утверждают прямо о имевшем место затмении солнца при Распятии, то скорее всего астрономического затмения в этот день не было, а речь идет об атмосферном явлении. Так что не стоит искать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет.
Copyright (c) А. Новиков.
Читать дальше:
Хронология Иисуса Христа (реконструкция)
Читать еще:
Крах новой хронологии
Проект Антифоменко
Астрономия против новой хронологии
Форум Архимеда:
Оставить комментарий
|