Со времен первой мировой войны мины «вручную» отыскивались щупом или штыком и затем подрывались по одной. По возможности этот архаичный способ незначительно улучшался, например, путем введения электронных поисковых детекторов на металл или применения пиротехнических подрывов для создания прохода для пехотинцев. Однако с помощью минных заграждений было достигнуто главное: их необходимо было обходить или терять значительное время на обезвреживание.
С течением времени, учитывая усовершенствование конструкций мин и средств их установки, данная угроза становилась все более весомой. Это предопределило появление механизированных средств для обезвреживания или траления мин.
Устройства для траления первоначально навешивались на танки, потом стали появляться и специализированные бронированные машины – инженерные минные тральщики.
Существует несколько разновидностей средств траления:
- механические (катки, плуги и др.);
- пиротехнические;
- реактивные;
- электромагнитные.
В 1970-х годах Германией, Францией и Италией в рамках создания системы укладки мин и системы разминирования (MiVRSys) проводились исследования по определению наиболее оптимального принципа работы «средства для быстрого разминирования почвы» (LSM). В результате специалисты пришли к выводу, что наиболее эффективна концепция устройства для траления мин с рабочим органом в виде вращающегося ротора бойкового типа (см. журнал ФРГ «Soldat und Technik», 1992 год, №2, стр.130-132).
Конструкция бойкового трала представляет собой приводной вал, к которому на гибких связях крепятся бойки. При тралении вращающиеся бойки за счет кинетической энергии либо разрушают мину, либо отбрасывают ее за пределы протраленного прохода.
Нужно сказать, что одними из первых подобный трал разработали советские конструкторы. Под обозначением ТР-28 он испытывался на танке Т-28 в июле-августе 1940 года. Трал был разработан инженерами Белогуровым и Колоевым по опыту Зимней войны и предназначался для обеспечения проходов шириной 3,5 м в минных полях. Трал состоял из барабана, к которому крепились тросы с грузиками на концах, и цепной передачи с приводом от ленивца танка. Вращаясь, тросы с грузами ударяли по земле и вызывали детонацию мин. Испытания показали, что конструкция трала в принципе удачна, но нуждается в доработке (М. Коломиец. Многобашенные танки РККА. - М.: «Статегия КМ», 2000 год, стр.36).
Подобную конструкцию в 1943 году разработали и британцы. Танк-тральщик получил название Sherman Crab I (II). Его трал имел 43 бойка, подвешенных на стальных цепях. Недостатком машины являлось отсутствие регулирования величины заглубления при тралении.
Sherman Crab I (II) с бойковым тралом
В 1960-х годах советские конструкторы опять вернулись к этой идее. В СКБ-200 на базе танкового тягача БТС-2 был разработан проект тральщика с бойковым тралящим оборудованием. Для реализации этого проекта базовая машина должна была иметь достаточно мощный двигатель. В это время на заводе №183 выполнили проект механизма отбора мощности только на 300 л.с. (большей мощности с двигателем тягача БТС-2 снять было нельзя). Таким образом, в случае создания на базе танкового тягача БТС-2 тральщика с бойковым тралом на нем пришлось бы устанавливать дополнительный двигатель для привода трала (журнал «Техника и вооружение», 2008 год, №10, стр.60).
Довести до конца проект минного тральщика с бойковым ротором впервые удалось немцам. В 1991 году данная машина была принята на вооружение Бундесвера под названием Minenraumpanzer «Keiler» («Вепрь»).
Минный тральщик «Keiler»
1 – рама ротора; 2 – механизм подъема и опускания рамы; 3 – механизм перекоса рамы; 4 – поворотная траверса; 5 – корпус; 6 – передняя опора; 7 – механизм копирования уровня грунта; 8 – ротор бойкового типа.
Минный тральщик «Keiler» спроектирован фирмой Круп-МаК (сегодня MaK-Systemtechnik) на базе корпуса танка М48. Бойковый трал включает в себя раму и ротор, состоящий из двух вращающихся валов с 24 бойками на цепях. Бойки, весом 15 кг каждый, имеют удлиненную форму в виде колокола с зарубками по краю, определенную как наиболее оптимальная после серии опытов и получившую название «нога слона».
Для обеспечения регулирования величины заглубления трала в грунт, рама трала имеет механизм подъема и опускания, а также механизм перекоса. Величина заглубления определяется по сигналам датчиков от механизмов копирования уровня грунта, расположенных с обоих концов трала. Кроме того, с помощью поворотной траверсы трал может перемещаться в рабочее или транспортное положение, располагаясь соответственно поперек или вдоль корпуса.
«Keiler» с тралом в походном положении (бойки зафиксированы хомутами)
«Keiler» с тралом в предрабочем положении
Во время траления «Keiler» движется при опущенной передней опоре, которая скользит по грунту и гасит колебания в ходовой части. При этом ротор трала вращается в направлении «от себя».
«Keiler» снабжен системой обозначения протраленного прохода (CLAMS – Clear Lane Marking System) в виде стационарно закрепленных в задней части корпуса специальных кассет с отстреливаемыми маркерами, приводимыми в действие в ручном или автоматическом режиме. В качестве маркеров могут использоваться пиротехнические сигналы, хорошо различимые в любое время суток.
Технические характеристики «Keiler»:
Ширина траления – 4,7 м;
Максимальная глубина траления – 250 мм;
Скорость траления – от 0,2 до 4,5 км/ч;
Скорость траления в среднетяжелой почве – до 0,72 км/ч;
Скорость при рабочем положении трала – до 25 км/ч;
Скорость при транспортном положении трала – до 50 км/ч;
Запас хода – 350 км;
Ресурс хода – не менее 10000 км;
Клиренс – 245 мм;
Преодолеваемый подъем – уклон до 60%;
Преодолеваемый вертикальный уступ – 220 мм;
Максимальный крен – 30%;
Глубина преодолеваемого брода – 800 мм;
Время перестройки с хода на марше в рабочее – 2 мин;
Частота вращения ротора – 400 об/мин;
Максимальный перекос трала – 10°;
Надежность траления – 98%;
Масса – 53 т.
Время от времени появляются новые конструкции минных тральщиков с бойковым тралом, но эти машины имеют скорее гуманитарное назначение и, соответственно, меньшую пригодность для использования в войсках. В качестве таких примеров можно назвать тральщики 910 MCV «Hydrema» (Дания) на автошасси и Mine Sweeper RM KA-02 (Хорватия) на гусеничном экскаваторном шасси.
Тральщик Mine Clearing Vehicle 910 (910 MCV) «Hydrema»
Тральщик Mine Sweeper RM-KA-02
На вооружении российской армии сейчас находятся боевые машины разграждения БМР-3 и БМР-3М (производство ОАО «НПК Уралвагонзавод», г.Нижний Тагил), разработанные соответственно на базе шасси танков Т-72 и Т-90.
БМР может комплектоваться катковым, ножевым и электромагнитным тралами. В минных полях, состоящих из противогусеничных мин нажимного действия машина проделывает колейный проход. Ширина каждой колеи 80-87 см., ширина межколейной непротраливаемой полосы 162 см. В минных полях, состоящих из противоднищевых мин с контактными взрывателями машина проделывает сплошной проход шириной 3,2 метра , в полях, состоящих из противоднищевых мин с магнитными взрывателями сплошной проход шириной 6-7 метров.
К сожалению БМР не может обезвреживать «умные» мины, которые умеют различать ложные цели в виде катков трала, а также мины, запрограммированные реагировать только на третью переезжающую их цель.
Впрочем, будем надеяться, что в рамках перевооружения российской армии заказчик в лице МО РФ озаботится о модернизации подобных машин в направлении оснащения их бойковыми тралами, обеспечивающими траление мин любых типов.
Боевая машина разграждения БМР-3М
Последние войны показали, что минные заграждения и наличие или отсутствие средств их обезвреживания, серьезно влияют на принятие оперативных решений. А значит инженерные минные тральщики являются одним из важных элементов современной армии.
Copyright (c) В. Потапов.
Читать дальше:
Танк Армата Т-14
Зачем оборонке деньги?
Танк будущего
Русский танк "Армата"
Форум Архимеда:
Оставить комментарий
|