НАЗАД
СОДЕРЖАНИЕ
ВПЕРЕД
Глава 18. Снятие шестой печати, означающее язвы, наводимые при кончине
VI. 12 и 13. И видех, егда отверзе шестую печать, и се бысть трус велий, и солнце мрачно бысть яко вретище власяно, и луна бысть яко кровь: И звезды небесныя падоша на землю, якоже смоковница отметает пупы своя, от ветра велика движима.
|
И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.
|
Некоторые, понимая сказанное в переносном смысле относили все сие к разорению при Веспасиане. Нам же кажется, что здесь излагается переход от периода гонений ко времени пришествия антихриста, в которое, по пророчествам, имеют совершиться такие и столь многие язвы для того, быть может, чтобы размышляющие о них люди не отреклись от тех, наводимых на них антихристом, казней, которых, как мы знаем, еще никогда не было. - Землетрясение, о котором часто читаем в Писании, есть перемена дел, потому что и выражение: «еще единою Аз потрясу» (Агг. 2, 7) означает, как говорит Апостол, «изменение колеблемого» (Евр. 12, 26-27). И в Ветхом Завете о шествии Израильтян сказано: «земля потрясеся, ибо небеса кануша» (Пс. 67, 9). - Чернота солнца и темный и кровавый вид луны указывают, как часто сие объяснял блаженный Кирилл, на душевный мрак тех, которых постигнет гнев Божий. - А что пали звезды, как то было писано и о прельщенных Антиохом, означает то, что падут и мнящиеся быть светилами мiра, будучи сокрушены и поражены случившимся в то время, когда по причине множества скорби, сказал Господь, прельстятся, насколько возможно, и избранные (Матф. 24, 24). Посему, быть может, и приводится здесь указание на смоковницу, которая, при колыхании диавольским ветром, роняет плоды еще недоразвившиеся, еще недозревшие в зное искушений и не услащенные благодатию, ибо смоковница принимается в двух смыслах - добром и худом. Это можем видеть из показанных Иеремии двух кошниц смокв хороших и дурных (24, 1-2), из смоковницы, иссушенной Христом (Матф. 21, 19; Марк. 11, 13-14) и из износящей цвет в (книге) Песни Песней (2, 13). Чувственным ли сие сбудется образом при славном пришествии Христа-Судии, знает Он Сам, имеющий таинственные сокровища ведения и премудрости.
VI. 14. И небо отлучися яко свиток свиваемо.
|
И небо скрылось, свившись как свиток.
|
Что небо закрывается подобно свитку, сие, предполагаем указывает или на неизвестность второго Христова пришествия, потому что свиток свивается без шума и неожиданно, - или что силы небесные, сожалея об отпадших от веры, будут иметь как бы сострадание и печаль; сим же указывается и на ничто другое: что не истлению и погибели подлежит небо, но как бы никоему свиванию и изменению в лучшее. Ириней в пятом обличительном слове на лжеименный разум говорит: «не погибает и не истребляется ни сущность и ни существо создания (ибо истинен и крепок создавший его), но преходит образ мира сего (1 Кор. 7, 31), в котором совершено преступление. Предполагаем, что Апостол придерживался древнего обычая: Евреи вместо наших книг употребляли свитки, развитие которых производило не уничтожение их, но раскрытие написанного; так точно и обнаружение небесного тела указывает на откровение благ Святым». - Рассмотрев, итак, сие четверояко, по соизволению к нам Божию, в том же порядке и обратимся к последующему.
VI. 14-17. И всяка гора и остров от мест своих двигнушася: И царие земстии и велможи и богатии и тысщницы и силнии, и всяк раб и всяк свободь скрышася в пещерах и камении горстем. И глаголаша горам и камению: падите на ны, и покрыйте ны от лица седящаго на престоле, и от гнева Агнча. Яко прииде день великий гнева Его, и кто может стати?
|
И всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор. И говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца. Ибо пришел великий день гнева Его; и кто может устоять?
|
И всяка гора и остров от мест своих двигнушася.- Когда Апостолы спрашивали Господа о разрушении Иерусалимского храма и о кончине, Он, насколько могли вместить, предсказал им о будущем, которое, по свидетельству Иосифа Иудеянина, уже сбылось над христоубийцами Иудеями во время разорения при Веспасиане и Тите. Все же сие, как сказано, прийдет на весь мир с множайшею силою в пришествие антихриста; тогда, называемые образно горами, начальствующие или над церковным благочинием, или над мирским владычеством и церкви верных, представленные под образом островов и обновляемые, по Исаии, к Богу из-за лжехриста побегут из своих мест, изменяя их одно на другое, что человеколюбие по грехам испытали и мы пред Его пришествием. - Земные же цари т. е. землею обладающие, но ничего не приобревшие на небе вместе со всеми вельможами и богатыми, с рабами земного и свободными (не так должно бы быть!) от работы Христовой будут просить, чтоб лучше их сокрыли пещеры, камни и горы, чем переносить испытания разъяренного гнева Божия, который в пришествие антихриста допустит губительства от голода и других бедствий, или чем переносить ожидаемые по воскресении бесконечные мучения. Тогда тем более праведно возгорится гнев Божий, как печь, пожирая тех, которые созидали веру на основании дерева, сена и соломы (1 Кор. 3, 12).- Да избавит же нас от сего Человеколюбец Бог и да соделает причастниками вечных уготованных Святым Его благ, сопричислив к полноте спасаемых благодатию Единородного Сына своего, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, подобает слава во веки веков. Аминь.
Copyright (c) А. Кесарийский.
Оставить комментарий
НАЗАД
СОДЕРЖАНИЕ
ВПЕРЕД
|