НАЗАД
СОДЕРЖАНИЕ
ВПЕРЕД
Глава 67. Об Ангеле, показывающем город Святых и измеряющем стену его со вратами
XXI. 9. И прииде ко мне един от седми Ангел, имущих седмь фиал исполненых седмих язв последних, и рече ко мне, глаголя: гряди, покажу ти невесту Агнчу жену.
|
И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца.
|
Сим показывает, что Ангелы не только наносят злые язвы, но, подобно врачам, производят иногда сечения, иногда же предлагают прекрасные смягчающие уврачевания и лекарства: ибо, как ранее посылал на достойных язвы, так теперь показывает Святому блаженство Церкви. Правильно называет невесту Агнца женою, ибо когда Христос был заклан как Агнец, тогда уневестил ее Себе Своею кровью. Как Адаму во время его сна была создана жена чрез взятие ребра, так и Церковь, составленная излиянием крови из ребра Христова во время Его вольного на кресте почивания сном смерти, сочеталась с уязвленным ради нас.
XXI. 10 и 11. И веде мя духом на гору велику и высоку, и показа ми град великий, Святый Иерусалим низходящ с небесе от Бога, имущ славу Божiю.
|
И вознес меня в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город, Святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога: он имеет славу Божию.
|
А что Святый был веден духом, сие показывает, что мысль его была устремлена от земли к размышлению о небесном. - Под горой великой разумеется возвышенная и премирная жизнь Святых, которою украсится и прославится от Бога жена Агнца - горний Иерусалим.
XXI. 11. И светило его подобно камени драгому, яко камени иаспису кристаловидну.
|
Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному.
|
Светило Церкви есть Христос, называемый ясписом, как всегда растущий, цветущий, жизнеподательный и чистый. Вообще же у всех он представляется под различными образами, потому что многообразные Его к нам благодеяния не могут быть обрисованы примером одного вида.
XXI. 12. Имущ стену велику и высоку, имущ врат дванадесять, и на вратах Ангелов дванадесять, и имена написана, яже суть имена дванадесять коленом сынов Израилевых.
|
Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов, на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых.
|
Великой церковной стеной, высокой и охраняющей живущих во святом городе, называется Христос, двенадцатью воротами его - Святые Апостолы, чрез которых мы имеем приведение и вход к Отцу, в чем содействуют им двенадцать Ангелов начальственных и более близких к Богу по приближению к ведению и святости. Ибо если веруем, что за каждым из верных следует Ангел Хранитель, тем с большею уверенностью должно предполагать, что основателям Церкви и сеятелям Евангельского учения споспешествуют в Евангельской проповеди первейшие из Ангелов. - Имена колен духовного Израиля написаны на Апостольских входах, так как и имена чувственного были написаны на нарамнике древнего по времени архиерея. Ибо настоящее писание чрез имена сии свидетельствует об Апостольском попечении о верных, как сказал о себе и Апостол, что он печется о всех церквях и что сердце его расширено и вмещает всех, кого он породил благовествованием (2 Кор. 6, 1-12; 1 Кор. 4, 15).
XXI. 13. От востока врата троя, и от севера врата троя, от юга врата троя, и от запада врата троя.
|
С востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот.
|
Что ворота на четыре стороны и по трое на каждой стороне, сие показывает исповедание четырьмя концами вселенной покланяемой Пресвятой Троицы, которое получили чрез Животворящий Крест - Крестообразный вид положения ворот, по примеру двенадцати волов, державших устроенное из меди Соломоном море (2 Пар. 4, 2), означает троичную четверицу Апостолов, - проповедницу Святой Троицы, а равно и послание четырех Евангелий в четыре стороны света. Им образуется составленное мысленным Соломоном духовное море Святого крещения, очищающее мир от грехов.
XXI. 14. И стена града имеяше оснований дванадесять, и на них имен дванадесять Апостолов Агнчих.
|
Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.
|
Основание стены - блаженные Апостолы, на которых утверждена Церковь Христова, имена сих написаны на них как бы на вывесках, для научения читающих.
XXI. 15. И глаголяй со мною имеяше трость злату, да измерит град и врата его и стены его.
|
Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его.
|
Золотая трость показывает честность измеряющего Ангела, которого видел в человеческом образе; а также досточесность измеряемого города, под стеной коего разумеем Христа. - По причине чистоты и премудрости премирных естеств он измеряется не людьми, но Ангелами, которым известны величие и благолепие вышнего города. - Думаем, что здесь под стеной разумеется Божественное ограждение и покров, которыми будут охраняемы Святые.
XXI. 16. И град на четыри углы стоит, и долгота его толика есть, елика же и широта. И измери град тростию на стадий дванадесять тысящ: долгота и широта и высота его равна суть.
|
Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий: длина и широта и высота его равны.
|
Расположение города четвероугольником говорит о твердости его и прочности; ибо равномерность высоты, долготы и широты некоторыми называется кубом и означает, говорят, твердость. - Двенадцать тысяч стадий, которые имеет город, показывают, быть может, его величину, ибо, как говорит Давид, жители его будут многочисленнее песка (Пс 138, 18), а может по числу двенадцати Апостолов, чрез которых населяется сей город. При некотором делении искомое получается и из таинственного числа седмеричного. Ибо указанные тысячи стадий, разделенные на семь, дают тысячу семьсот четырнадцать мер, называемых милями, тысяча показывает совершенство безконечной жизни, семьсот - совершенство покоя, а четырнадцать - двойное субботство - души и тела (ибо дважды семь четырнадцать).
XXI. 17. И размери стену его во сто и четыридесять и четыри лакти, в меру человеческу, яже есть Ангела.
|
И стену его измерил во сто сорок четыре локтя мерою человеческою, какова мера и Ангела.
|
Высота стены сто сорок четыре локтя. - Ибо сие число получается из означающего Апостольское учение числа двенадцати, взятого двенадцать раз.
XXI. 18. И бе создание стены его иаспис: и град злато чисто, подобен стеклу чисту.
|
Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.
|
Построение стены из ясписа показывает, как нередко было упоминаемо, всегда цветущую и неувядающую жизнь Святых. - Чисто же золото его по причине честности и светлости жителей его.
XXI. 19 и 20. И основания стены града всяким драгим камением украшены бяху: основание первое иаспис, второе сапфир, третие халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сардий, седмое хризолиф, осмое вирилл, девятое топазий, десятое хрисопрас, первоенадесять иакинф, второенадесять амефист.
|
Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями. Основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сардолик, седьмое хризолиф, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хрисопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист.
|
Двенадцать оснований - двенадцать дорогих камней восемь из них были носимы на нарамнике древнего первосвященника, а четыре иные, - чтобы показать согласие Нового Завета с Ветхим и преимущество в нем просиявших. И верно! ибо означаемые драгоценными камнями Апостолы украсились всякою добродетелью.
Основание первое яспис
Ясписом по цвету, подобно смарагду, зеленоватым правдоподобно обозначен Верховный Петр, носивший в теле мертвость Христову, показавший непрестанно цветущую и неувядаемую к Нему любовь и теплою верою наставивший нас на место злачное.
Второе сапфир
Подобным небесному телу сапфиром (из которого, говорят, бывает и лазурь) означается, думаю, блаженный Павел, восхищенный даже до третьего неба (2 Кор. 12, 2) и покоряющихся ему привлекающий туда же, где и сам имеет жительство (Филип. 3, 20).
Tpeтьe халкидон
Этот камень в первосвященническом нарамнике не носится, но анфракс, который здесь не упомянут. Посему нужно думать, не анфракс ли назвал Святой таким именем. - Анфраксом (т. е. углем) называется блаженный Андрей Апостол, возжженный Духом.
Четвертое смарагд
Смарагдом, имеющим зеленый цвет, питающимся елеем и от него получающим блеск и красоту, обозначается проповедь Евангелиста Иоанна, Божественным елеем умягчающего происходящее в нас от грехов сожаление и уныние и драгоценным дарованием Богословия дарующего нам никогда не ослабевающую веру.
Пятое сардоникс
Вероятно, что сим камнем, имеющим цвет блестящего человеческого ногтя, обозначается Иаков, прежде других претерпевший за Христа телесное умерщвление, на что и указывает ноготь, не испытывающий боли при обрезывании.
Шестое сардий
Оранжевым по цвету и блестящим сардом, целебным при опухолях и язвах от железа, обозначается, думаю, красота добродетели блаженного Филиппа, просвещаемой огнем Божественного Духа и врачующей душевные язвы прельщенных, получаемые ими от уязвления диаволом.
Седьмое хризолиф
Блестящим подобно золоту хризолифом обозначается, быть может, Варфоломей, блистающий многоценными добродетелями и Божественною проповедью.
Восьмое вирилл
Сим камнем, имеющим цвет моря и воздуха обозначается, полагаю, Фома совершивший дальнее путешествие для спасения Индийцев.
Девятое топазий
Черным, по цвету подобным анфраксу, топазом, источающим, как говорят, млекообразный сок, целебный для страждущих глазными болезнями, может обозначаться душа блаженного Матфея, которая, быв объята Божественною ревностью и украшена пролитием крови за Христа, врачует Евангелием слепых сердцем и напояет млеком новорожденных в вере.
Десятое хрисопрас
Хрисопрасом, превосходящим по блеску самое золото, обозначается блаженный Фаддей, который Авгарю, царю Едесскому, благовестил, означаемое золотом, Царство Христово и мертвость в нем, знаменуемую прасом.
Первоенадесять гиацинт
Лазоревым или небовидным гиацинтом правдоподобно обозначается Симон, как ревнитель Христовых дарований, имеющий небесное мудрование.
Второенадесять аметист
Багряным по цвету аметистом обозначается Матвей, удостоившийся Божественного огня при разделении языков и за пламенное влечение благоугождать Избравшему заменивший место отпадшего. - Заимствовав сие из сказанного о камнях святым Епифанием в применении к начальникам колен Израильских, мы, для упражнения читающих, повторяем здесь, как предположения и гадания об истине известной только Одному открывшему сие. Во всяком случае истинно, что основания и драгоценные камни суть Апостолы, обладающие свойствами один одного, другой иного камня, а все вообще отличительным и лучшим во всех камнях. Посему предложенные рассуждения прошу не считать как бы насильно измышленными. Ибо указанием частных свойств добродетели каждого из Апостолов мы не отвергаем их общности и единства, но желаем только раскрыть всецелое тождество, соединяющее их между собою на подобие цепи.
XXI. 21. И дванадесять врат, дванадесять бисеров: едина каяждо врата беша от единаго бисера.
|
А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин. Каждые ворота были из одной жемчужины.
|
Двенадцать ворот очевидно суть двенадцать учеников Христовых, чрез которых мы узнали дверь и путь жизни. - Они же и двенадцать бисеров, как получившие просвещение и блеск от единственного многоценного бисера - Христа.
XXI. 21. И стогны града злато чисто, яко стекло пресветло.
|
Улица города - чистое золото, как прозрачное стекло.
|
Одним сравнением нельзя с точностью изъяснить благ вышнего города. Посему площадь города, по своей многоценности и представилась ему подобной золоту, а по чистоте - кристаллу; ибо у нас то и другое свойство в одном представлено быть не может. Совершенное же разумение вышнего города превосходит и слух, и видение, и мысль.
XXI. 22. И храма не видех в нем: Господь бо Бог Вседержитель храм ему есть, и Агнец.
|
Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель храм его, и Агнец.
|
И храма не видех в нем. - Да и какая может быть нужда в храме у города, имеющего охраною и покровом, Бога, которым мы живем, и движемся и есмы. Ибо Он и храм Святых и обитатель, по обещанию, в них живущий и ходящий (2 Кор. 6, 16). - Агнец - это закланный за нас Агнец Божий, с Которым существенно соединен и Животворящий Дух, ниже представленный под образом реки.
XXI. 23. И град не требуя солнца и луны, да светят в нем: Слава бо Божия просвети его, и светильник его. Агнец.
|
И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец.
|
Не нуждается город в солнце, ибо где мысленное Солнце правды, там нет нужды в чувственном. Он Сам есть слава и его светило (Ис. 60, 19), во свете которого будут ходить спасаемые народы.
XXI. 24 и 25. И языцы спасени во свете его пойдут, и цари земстiи принесут славу и честь свою в него. И врата его не имут затворитися во дни: нощи бо не будет ту.
|
Спасенные народы будут ходить во свете Его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет.
|
Итак видим, что спасаемые народы будут ходить во свете Его, и увенчавшиеся победой над страстями принесут в него славу и честь добрых деяний. - А что ворота города не будут запираться, сие означает или твердость и безопасность жителей его, или что там будут открыты для всех Божественные врата Апостольского учения для полнейшего научения. - День же будет там, а не ночь, ибо ночь определится для грешников.
XXI. 26 и 27. И принесут славу и честь языков в него. И не имать в него внити всяко скверно, и творяй мерзость и лжу, но токмо написанныя в книгах животных Агнца.
|
И принесут в него славу и честь народов, и не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.
|
Светлость и слава народов, т. е. в них водворятся в сем городе благоугодившие Христу; не войдет же туда все скверное и нечистое. Ибо кое общение свету ко тьме? (2 Кор. 6, 14).
Copyright (c) А. Кесарийский.
Оставить комментарий
НАЗАД
СОДЕРЖАНИЕ
ВПЕРЕД
|